События: ,

Коды абстрактного космоса

25 апреля 2016

16-2_Коды абстрактного космоса

В музейно-выставочном центре «Самара космическая» в рамках программы «Улица как музей, музей как улица», посвященной новым методам взаимодействия современного искусства и городской среды, стартовал проект «Коды абстрактного космоса», разработанный Средневолжским филиалом Государственного центра современного искусства при участии Самарского университета и объединения дизайнеров и типографов «Группа Т» (Москва).

Тема объединила великие достижения ХХ века в живописи и кино, музыке и поэзии, привлекая зрителей к переосмыслению мирового наследия. Программа работает как генератор эстетической энергии, пытающейся преодолеть традиционную несовместимость современной художественной практики и вкуса «человека с улицы», где выставочным пространством для него является не только традиционный музей, но и остановки общественного транспорта – часть публично-медиального пространства, где искусство является возбудителем социальной динамики.

Проект рассматривает существование визуальной культуры в пространстве, функционально не связанном с эстетической ситуацией. Автобусные остановки, где собираются жители города в ожидании транспорта, в этом проекте превращаются в особую реальность, наделенную художественными смыслами. Остановка в данном проекте позволяет реализовывать мини-выставки, осуществляющие свои наглядные пропагандистские задачи: в демократических формах напоминать жителю города, что искусство несет в себе не только чисто художественные, но и воспитательные, этические и экологические смыслы. Остановка сохраняет свою служебную функцию, но вместе с тем становится местом информационно-художественного содержания.

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского, великого русского художника и мыслителя, осуществившего в своем творчестве уникальные связи между визуальной культурой, литературой, музыкой и философией. Плакаты, созданные для автобусных остановок молодыми московскими художниками, рассказывают об уникальном мышлении Василия Кандинского, открывая в непосредственном образе его искусства планетарные формы российской культуры.

Выставочный проект «Горизонты безвесия», реализованный в технологиях видеоинсталляции, содержит в себе каноническую идею о возможности полета, опирающегося только на человеческое тело. В экспозиции выстраивается особая система художественных координат, в которых фиксируется момент отрыва от земли, и человеческое тело расстается с гравитацией, обретая безвесие. Зовущий в глубины пространства горизонт фактически становится планкой для прыжков в высоту и меняет свой знак, превращаясь в вертикаль, в образ неограниченных возможностей, когда планета Земля действительно становится нашим домом. В проекте космическая реальность переживается каждым участником и как глубоко личное состояние и личный опыт.

Леонид Тишков открывает в себе особые качества, взбираясь на уральскую гору Кукан, чтобы воспарить над местом, где он родился и провел свое детство. Ольга Чернышева позволяет «маленькому человеку» мечтать в праздничном сне, «рифмуя» его магическую свободу с образностью знаменитой итальянской песни Volare («Лечу»).

Мария Черникова отправляет в космический полет мальчика, для которого Юрий Гагарин становится тождественным его личности. В композиции Александра Петтая «Х2» космическое тело, несущее угрозу нашей планете, проходит мимо Земли, не сталкиваясь с ней, так как ее внутренняя пульсация совпадает с ритмом кардиограммы человеческого сердца.

Визуальные стратегии Марины Фоменко обращены к феноменам социальных утопий. «Полеты» в этой систем координат не становятся формой освобождения, а, напротив, наделяются гравитацией, утратой своих органических функций в обретении безвесия.

Д. А. Пригов, поэт и художник, один из основателей российского концептуального искусства, в проекте Ираиды Юсуповой и Александра  Долгина, пролетая над Египтом, становится героем волшебных сказок «1000 и 1 ночи», открывающим в себе возможность творить подлинные чудеса.

Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров) в своих акциях вступает в зону карнавала и циркового искусства, наглядно демонстрируя парадоксальные способности человека в игровых ситуациях.  

Видеопроекции сопровождаются серией плакатов, посвященных Владимиру Татлину, пионеру российского конструктивизма, создателю летательного аппарата – воздушного велосипеда ЛЕТАТЛИН.

Неля Коржова

Искусствовед, куратор, руководитель выставочных программ Средневолжского филиала ГЦСИ.

Виталий Пацюков 

Искусствовед, куратор, руководитель отдела междисциплинарных программ ГЦСИ.

Автор плаката – Дарья Вознесенская

 

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 7 (95) за 2016 год

Оставьте комментарий