Мнения: ,

Чему учат в Оксфорде. Часть II

25 апреля 2016

lewis-carroll-with-children

Меня после публикации первой части поправили. Есть, оказывается, еще студенты из Самары в правильном Оксфорде, но вот только фамилии их просили не называть ни в коем случае. То есть как пел певец Юра : Ведь есть у тузов молодцы-сыновья! Ну и дальше там строки. Приятно, что я ошибся, но жаль, что им приходится шухариться.

Впрочем, странности и всякие анонимности — это как раз Оксфорд. Здесь и на корованных особ особого внимания не обращают, что уж говорить про туземных царьков или американских президентов. Но на экскурсии обязательно покажут тот самый паб, где Билл Клинтон, тогда еще обычный студент по обмену, “курил, но не вдыхал”.

Англичане не случайно носят титул самой эксцентричной нации и древний Оксфорд в авангарде этой эксцентрики. При этом истинного смысла английской эксцентричности снаружи не понять. Вот, например, всем известна история Алисы Лиделл и Льюиса Кэролла. Много всякого вокруг этой истории и книг про Алису накручено. А ведь вся эта история происходила как раз в Крайст Черч и в округе. И когда ты стоишь на той же полянке, что и Кэролл с Алисой, история эта видится немного по другому. Впрочем, сразу хочу оговориться, что это всего лишь версия, услышанная в Оксфорде. Городская легенда.

Alice_Liddell

Вам никогда не приходило в голову почему вообще Льюис Кэролл проводил время с тремя девочками? Тратил на них рабочее время? Просто папа девочек был деканом Крайст Черч, хозяином колледжа, в котором работал писатель. Надо сказать, что власть декана и сейчас очень велика, тогда была почти абсолютной, и преподаватели были очень зависимы. Возможно, он просто экономил на прислуге или считал, что общение с молодым ученым девочкам полезно. В Оксфорде по этому поводу, есть отдельные городские легенды. Одна из них повествует, о том, что у 30-летнего Кэролла были роман с матерью Алисы — женой декана, есть варианты. Но в любом случае, даже при самом хорошем отношении к детям, занимался с сестрами Лиделл Кэролл не так чтобы совсем по доброй воле. Возможно даже, наоборот. И книжку написал, точнее рассказал, чтобы развлечь детей, а своим мозгам дать хоть какую-то работу. Дневники Кэролла, а он очень подробно описывал свою жизнь и все значимые события, так вот дневники, именно за это период в 1855 по 1865 год исчезли самым таинственным образом, и это исчезновение, а так же содержание этих дневников — одна из главных загадок английской литературы. Декана Крайст Черч, отца девочек, Кэролл вывел в не самом симпатичном образе красноглазого белого кролика, который всегда опаздывает на пять минут — как и часы на башне колледжа.

Такая вот городская легенда, которая, согласитесь, немного меняет оптику и восприятие книжки.

Легенды и традиции Оксфорда. Это отдельная, бесконечная тема, потому что университету больше 800 лет, и его история целиком состоит из легенд. Показательно отношение. Всё сохраняется. Вот например колледж Всех Душ.

28_07

Не самый старый — основан 1438 году. Здесь, раз в 100 лет, как правило 14 января, ученики в чёрных галстуках и мантиях отправляются на «утиную охоту». Они совершают шествие вокруг колледжа с горящими факелами и пением «Песни дикой утки» во главе с «Господином Дикой уткой», которого несут в кресле. Действо посвящено поискам легендарной дикой утки, по преданию взлетевшей при основании колледжа с того самого места, где он был после построен. Во время охоты перед «Господином Дикой уткой» идёт человек, несущий шест, к которому привязана кряква. Изначально это была живая птица (в 1901 году привязали чучело, а в 2001 году — деревянную скульптуру). Последний раз церемония проводилась в 2001 году. Следующая “охота” должна состоятся в 2101 году. И она состоится!!! Абсурдная традиция, но вот, скажем, студенты нашего (любого!!!) университета придумают себе традицию, пусть даже очень правильную и нравственную. Можно ли быть хоть каплю уверенным, что этой традиции будут следовать хотя бы сто лет? А не до очередного слияния или просто назначения нового ректора? Отступая от оксфордской темы, позволю себе замечание: именно создание разных традиций должно стать одной из забот, например, нового объединенного Университета в Самаре. Но тут надо думать и искать, чтоб не получилось как с письмами комсомольцам 21 века. Даже на сто лет их не хватило. Горизонт планирования нужно отодвинуть. Хотя, конечно, если покопаться в истории Оксфорда, то на первом этапе, его руководители действовали не менее жестко и решительно чем наши. Например, большой толчок к развитию университета дал запрет. В XII веке английским студентам и преподавателям запретили обучение и работу в Сорбонне. Им пришлось вернуться в Оксфорд. Источники, правда, расходятся. То ли это французы запретили обучение в своем главном ВУЗе иностранцам, то ли король Англии Генрих запретил распылять научные кадры по заграницам и приказал ученым и студиозусам вернутся на родину, укреплять отечественную науку.

Botanical-2003DecE-022_16

Или вот еще пример, за которым далеко ходить не надо. Ботанический сад. В Оксфорде — старейший в мире, основан 395 лет назад. Его инвестор и девелопер сэр Генри Денверс выделил на строительство и развитие пять тысяч фунтов (это примерно 3,5 млн. фунтов стерлингов или 400 миллионов рублей). Почти все деньги ушли на строительство мощных кирпичных стен, ворот и арок — они возводились по периметру сада, который выглядит, как крепость. Чтоб голодные горожане не лазили. Они, конечно, все равно лазили, но умеренно и сад стал одной из гордостей Оксфорда. А вот, например, Ботанический сад нашего университета. Не четыреста лет пока, но и не вчера посажен. Не знаю, как насчет гордости, но состояние его и забор вокруг заставляют сомневаться, в том, что он дотянет до четырехсотлетия. Хотя уже прожил почти четверть этого немалого срока. Или у нас так задачи не ставятся? Тогда можно распрощаться даже с мечтой о том, чтобы достичь уровня образования, как в Оксфорде. Никакие технологии, приглашенные звезды науки и бесконечные финансы не создадут эту прослойку — собственную культуру преподавания. Оксфорд ведь славен не только традициями и многовековой историей. Здесь есть идея, которую тоже было бы полезно поюзать.

В разных колледжах, конечно, учат по разному, но есть общее — это система постоянного взаимодействия студента и его преподавателя. Научного руководителя, тьютора. Носителя личностного знания, которое собственно и передается в процессе обучения. Лекции и семинары в Оксфорде существуют, но не в том статусе, что у нас. Самое важное — это работа с руководителем. Который и передает тебе свой опыт. Поэтому в Оксфорде очень много преподавателей и статус их очень, как бы сказать, двойственый. С одной стороны — здесь царит внешний демократизм, преподов называют просто по именам: Джон, Пол, Джордж… С ними  встречаются не только в университете, но и в пабах, где вместе пьют и спорят. Но, не дай бог, студент подойдет к “высокому столу” за которым обедают преподаватели в трапезной колледжа! Это святотатство. Преподаватель — это Наставник. А так как уровень Оксфорда и его преподавателей очень высок, то даже не посещая лекций и семинаров, то есть получая образование с нашей точки зрения абсолютно бессистемно, студенты Оксфорда получают от своих преподователей уникальное, живое знание — Опыт. И так происходит из века в век. Это непрерывная история. Если нам удастся наладить такую непрерывность или хотя бы создать для нее предпосылки, образование в нашем объединенном университете… Нет, конечно, не встанет вровень, но хотя бы получит правильный вектор. Тем более, что для нашей высшей школы проблема передачи знаний и опыта действительно актуальна.

Я обещал рассказать, как живут студенты в Оксфоре, но боюсь, что об этом — в следующий раз, в заключительной части. А сейчас немного о том, почему англичанка гадит. Когда попадаешь в Англию, обязательно приходит в голову мысль — почему же существует такое необычное отношение между Россией и Британией? Тоже такое, неоднозначное. С одной стороны, страстная любовь к Битлз и Шерлоку Камберхолмсу, с другой — устоявшееся мнение, что англичанка понятно что. Мы, конечно, очень разные. Но есть два момента, которые бросаются в глаза. Первое. Англичане — это островитяне. Не знаю, в моде ли сейчас такая геополитка, но у них цивилизация атлантическая, а у нас — Хартлэнд или Великая степь. Хартлэнд так же как и геополитику, кстати, тоже придумали в Оксфорде. Хелфорд Маккиндер написал в 1904 году статью, где термин Хартленд употреблялся мимоходом, но прижился, развился и до сих пор смущает умы.

Halford-Mackinder

Географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер.

И в своем государстве англичане, конечно, исторически свободней нас. Но это не наша свобода, сбежать куда глаза глядят. Это свобода в маленьком домике и на любимой лужайке. За эту свободу англичане основательно повоевали, в основном, правда, сами с собой. Для нас свобода в государстве — вообще нонсенс. В нашем сознании — это почти рабство, да, с элементами божественного установления, но как есть. И при этом — возможность стать свободным, которая существует чисто географически. Бежать на Волгу. В Англии на острове, такой свободы нет. Вот эта разница очень важна. Ну, и еще, тот факт, что мы никогда не были их колонией. Для англичан, даже США — бывшая колония. И Китай, и Индия, и Африка. Почти весь мир. А мы — нет. Поэтому они не могут испытывать к нам покровительственных чувств, не могут достойно нести  бремя белого человека. Имперское сознание на таком маленьком острове, совсем не то же самое, что имперское сознание на просторах России. И англичане свою империю потеряли уже окончательно. Но создали на ее развалинах Содружество. Свой мир. В который мы не входим. И то, что в Оксфорде и Лондоне, после сериала, на всех витринах книжных — “Война и мир”, изданная так, как у нас не издают, это, конечно, знак уважения. Они видят  в нас равных, других, но равных, не склонивших голову, в отличии от китайцев, индусов и миллионов других. А мы вот все почему-то смотрим немного снизу вверх. Одна русская раболепная любовь к Лондону чего стоит! Нет смысла углубляться в политику, тем более сиюминутную. У англичан, особенно в Оксфорде, есть чему поучиться. И прежде всего тому, что надо знать себе цену. Ценить себя и свое. Кстати, я перечитал текст и понял, что он, в общем-то, тоже об этом.

Продолжение следует

Илья Сульдин

Фотографии: Википедия

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий