Наследие: , ,

Щедрость таланта Надежды Ильвес

7 июня 2017

У заслуженной артистки России, профессора, заведующей кафедрой вокального искусства Самарского государственного института культуры Надежды Эдуардовны Ильвес юбилей. Коренная петербурженка, она стала истинной самарчанкой, обрела здесь вторую родину и реализовала в пространстве нашей культуры талант певицы и вокального педагога. Сегодня Ильвес признана главой вокально-исполнительской школы, высокий уровень которой подтверждают победы ее учеников на солидных конкурсах и творческие работы на театральных сценах.

Яркой картинкой отпечатался в памяти юной Нади спектакль «Огни мщенья» Э. Каппа, даваемый театром «Эстония» в Таллинне, куда ее привез отец, работавший председателем горисполкома в Нарве. Опера будила воображение девочки, в семье которой все пели. Надя хорошо училась, занималась в музыкальной и спортивной школах, солировала в хоре. Ни минуты не проходило напрасно: родители научили ценить время. В 15 лет, приехав к дедушке по маминой линии в Парголово, поступила в радиополитехнический техникум, где обучение велось на английском. Это была идея старшего брата Артура, воспитывавшего волю к преодолению трудностей. Далее последовал Ленинградский политех, где верх взял волейбол. На третьем курсе Надя пришла в студенческий хор, руководимый Т. Томашевской, та определила ее в партию альтов. Хор выезжал в Германию и Чехословакию, где хорошо принимался публикой. Очень хотелось солировать, но мешало стеснение.

Первые уроки вокала Надежда получила в ДК 1-го мая у Л. Комлевой, выпускницы Ленинградской консерватории, певшей несколько лет в Ташкентской опере. Лидия Павловна опиралась на принципы итальянской школы, усвоенные по линии ее педагога П. Андреева, учившегося в классе С. Габеля, ученика К. Эверарди. Она поставила Наде дыхание, развила голос на всем диапазоне. Надежда начала петь в Народной оперной студии Дома учителя, занимавшего здание Юсуповского дворца. Дворец имел домашний театр, мини-копию La Scala, где в сопровождении оркестра, в театральных костюмах самодеятельные артисты пели спектакли, которые ставили выпускники режиссерского факультета консерватории.

В класс самого строгого профессора Ленинградской консерватории Н. Серваль Надю привел молодой режиссер Юрий Александров. Она спела Веру Шелогу в выпускном спектакле его жены, режиссировавшей постановку, и это решило ее судьбу. В классе Нины Александровны были пройдены сложнейшие оперные партии, появилась уверенность в верхнем диапазоне. Получив диплом солистки оперы, Надежда, попев еще два года в Ленконцерте, прослушалась в Куйбышеве и была принята в труппу театра. Так в 36 лет она сменила профессию инженера-электромеханика на оперную певицу.

***

С 1984 года на протяжении 22 лет Надежда Ильвес была ведущей солисткой Куйбышевской/Самарской оперы. Покоряла публику удивительной гармонией теплого, сильного, красивого голоса и одухотворенной внешности. Ее Ярославна, Татьяна, Лиза, Оксана, Сервилия, Земфира, Маддалена, Офелия в русском репертуаре, равно как и Аида, Тоска, Сантуцца, Амелия, Леонора, Корилла, Графиня – в итальянском, роли в оперетте вошли в золотой фонд истории театра. Образы, созданные ею, запомнились зрителям глубоким психологизмом и вокальной культурой.

***

Преподаванием Надежда Эдуардовна начала заниматься в 1994 году в педуниверситете, а через год пришла на кафедру вокального искусства института культуры. За 23 года в ее таланте Учителя раскрылись черты тренера и наставника, «креативщика» и единомышленника. Счастливое свойство характера – умение прощать недостатки, улыбаться, с добрым сердцем честно делать свое дело – помогло Ильвес создать теплый микроклимат на кафедре, которой она успешно руководит с 2002 года.

Будучи по природе труженицей, спортивным человеком, Ильвес привыкла идти на высокие достижения. В России не много певиц, кто спел за свою сценическую карьеру 30 труднейших главных партий репертуара лирико-драматического сопрано. В мире много репетиторов по вокалу. Но те, кто берет в класс голосистого и «не очень» студента и развивает его голос до полного диапазона, – штучный товар. Надежда Эдуардовна вырастила 80 лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов. Ее почерк уникален. Будучи добрым, мягким, заботливым человеком, она находит подход к индивидуальности студента. Обладая тонким вокальным слухом, точно определяет работу певческого аппарата и отлаживает его правильную настройку. Она излучает такую вдохновляющую энергию, что в каждом ученике просыпается безудержное желание петь, совершенствовать вокальные навыки и умения для предельной выразительности в передаче музыкального образа.

Многие мнят себя знатоками вокала. Рассуждают с телеэкрана о том, куда «прогибать гортань», чтобы «лучше попасть в резонаторы». Профессия вокального педагога сродни магии. Есть мудрые книги, где все изложено черным по белому, но непонятно, как это приложить к практике. Надежда Эдуардовна с присущим ей инженерным рационализмом начала с самого главного – издала брошюру о певческом дыхании. Потому что пение – это умение управлять потоком дыхания, регулирующим силу и направленность звука. В учебном пособии «Интерпретация женских образов в операх П. И. Чайковского» она делится собственным опытом преодоления технических трудностей, встречающихся в партиях Татьяны, Настасьи, Лизы, Иоланты. По прочтении книги становятся ясными вещи, не лежащие на поверхности.

У девушки лирическое сопрано, она хочет спеть Чайковского. С чего начать? Ильвес считает, что с Иоланты. Потом берем сцену письма Татьяны – здесь задачи потруднее. Вопрос: готова ли девушка спеть «Онегина» целиком? Не все так просто! В любимой опере не каждая начинающая певица справится с заключительной сценой. Тщетно скрываемое Татьяной чувство любви к Онегину выливается здесь в экстатический дуэт, мощно обрамляемый оркестром. Эта сцена «крепкая», лирическим голосам ее следует петь позже, когда молодая певица «встанет на ноги». И так с каждой арией, каждым романсом. Н. Э. Ильвес точно знает, когда, что и кому можно петь.

За годы работы в СГИК профессор Ильвес воспитала 23 сопрано, 2 меццо-сопрано, 3 тенора, 2 баритона и 2 баса – уникальная ситуация! Обычно женщины-педагоги не работают с мужчинами, считается, что есть гендерное отличие в технологии пения. Опыт Ильвес опровергает это. В ее класс юноши пришли сами, узнав, как хорошо она занимается. Георгий Цветков – ведущий лирический баритон Самарской оперы и преподаватель кафедры, принявший от учителя эстафету методики обучения. Д. Кондратьев пришел к ней на этапе окончания вуза, чтобы понять секрет ее знаменитого легато. Сейчас работает в Астраханском театре, где исполняет высокие басовые партии. Роскошный бас С. Алексахина, обладателя внешности русского богатыря, как нам представляется, еще обретет место на оперной сцене, сегодня он солист Волжского хора.

Н. Э. Ильвес по праву гордится и своими выпускницами. Татьяна Еремина, известная по отборочному туру «Большой оперы», пела в Петрозаводске, ныне – ведущая солистка Краснодарского музыкального театра. Из рецензий приятно узнавать, что слушателей восхищает ее «свободно струящееся красивое сопрано». Наталья Демина успешно пела в театре «Петербургская оперетта». Екатерина Петрова на постоянной основе сотрудничает с Центром оперного пения Г. Вишневской. Екатерина Таран – солистка Дома Российской армии в Москве. Три ученицы – Ольга Пятникова, Людмила Сураева, Екатерина Михеева – радуют слушателей музыкального лектория Самарской филармонии. Ирина Сигал – кандидат наук, работает на кафедре, концертирует. Многие выпускницы выбрали педагогическую стезю и обучают академическому вокалу детей и юношество в школах и колледжах городов Самара, Сызрань, Орск, Ноябрьск, Набережные Челны… Кафедра вокального искусства дружит с музыкальной школой имени Д. Б. Кабалевского, директор которой Алина Бараненко – выпускница класса Ильвес.

Магия профессора Ильвес в том, как она взмахом руки, взглядом, мимикой помогает студенту взять трудную верхнюю ноту, – тут ей нет равных! Объяснить это невозможно, надо прийти в класс и увидеть. На свои уроки Надежда Эдуардовна разрешает приходить всем желающим. Она человек открытый и щедро делится своим опытом.

Марианна МЖЕЛЬСКАЯ

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГСПУ.

Фото из архива автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 10 (118), 2017, Май

pNa

Оставьте комментарий