Самкульт публикует материал из серии «100 самарских художников». И хотя Марк Философов не художник, его вклад в развитие самарского искусства очень велик.
Марк Дмитриевич Философов — ученый секретарь Эрмитажа, искусствовед. Расстрелян на Кряжу 14 февраля 1938 года по обвинению в подготовке покушения на секретаря Куйбышевского обкома. За неделю до ареста, Философов представил концепцию первой экспозиции художественного музея. А за год до расстрела ссыльный искусствовед добился того, чтобы в Куйбышеве на базе отдела областного краеведческого музея был создан полноценный художественный музей. Тот самый Самарский художественный музей, который мы так ценим и любим.
Марк Философов был сослан в Куйбышев в 1935 году и провел в нашем городе всего три года. Здесь же был арестован по доносу и здесь же погиб. За что на кряжском полигоне офицеры НКВД расстреляли русского интеллигента Философова? Уж точно не за подготовку убийства секретаря обкома, в это и сами следователи не верили…
Великая семья
Марк Дмитриевич — выходец из великолепной русской семьи. Блистательной — иного слова и не подберешь. Его отец — Дмитрий Философов — крупный чиновник, государственный деятель Российской империи. Шталмейстер Двора Его Императорского Величества, государственный контролер России, член Государственного совета, министр торговли и промышленности. Его старший кузен Дмитрий Философов — основатель объединения «Мир искусств», великолепный художественный критик и родственник Дягилева. Это лишь малая часть из огромного дворянского рода Философовых, служивших России на протяжении веков.
Марк Философов родился в Санкт-Петербурге и до революции учился в университете на юриста. Потом пошел на фронт, год провел в окопах. Вернувшись после февральской революции в Петроград, он устроился в артель «Труд» и чистил снег на улицах. За этим занятием его увидел старый друг семьи и «мирискускиник» Александр Бенуа. Он сразу пригласил Марка работать в Эрмитаж.
Хранитель Эрмитажа
С 1918 по 1927 год Философов работал в Государственном Эрмитаже. Все это время его карьера шла зигзагами — мешало чуждое происхождение, однако, в 1927 году, Марку Дмитриевичу приходилось неоднократно выполнять функции директора крупнейшего музея страны.
Но его основная деятельность все-таки была научной, а не административной. Марк Философов работал ученым секретарем и занимался сохранением музея и его развитием. Поиском экспонатов и правильной работе с ними. Эта работа только на первый взгляд была чисто научной. Доказывая ценность, например, религиозного искусства или французского фарфора времен абсолютизма, искусствовед рисковал: нет, не репутацией и не карьерой — жизнью.
Проклятие происхождения
После установления советской власти Марк Философов, как и миллионы наших соотечественников, стал «классовым врагом». Независимо от рода занятий и лояльности новой власти его происхождение довлело над ним. Еще бы! Сын шталмейстера Его Императорского Величества, царского министра, близкий родственник белоэмигранта Философова и друг Бенуа, бежавшего из СССР. С таким окружением при власти рабочих и крестьян дворянин Философов был обречен.
Его арестовывали множество раз. В 1919-м, в 20-е, в 1933-м и наконец в 1935 году. Марк Дмитриевич был уволен с поста научного секретаря Эрмитажа и сослан в Куйбышев. Для той эпохи это было настоящим везением: он не только вышел живым из-под ареста, но и был отправлен не в лагерь или на поселение, а в большой город в европейской части страны, да еще и работать.
Ссылка в Куйбышев
И Марк Философов работал. В Куйбышеве был только художественный отдел в краеведческом музее. Не хватало кадров, множество предметов искусства были просто свалены в подвалах, здание находилось в аварийном состоянии. Возглавив худотдел Марк Дмитриевич начал деятельность по систематизации коллекции, по включению в нее новых предметов и по организации уже существующих экспонатов в единую экспозицию.
Компетентность Философова и его профессиональный пыл — это энергия, которой до сих пор питается наш музей, хоть и прошло уже больше 80 лет. За три года он провел работу по научному описанию фондов, занимался сверкой, упорядочением, описанием и учетом коллекции. Им была организована передача в музей авторских произведений Ломоносовского фарфорового завода, выполнены расшифровки и переводы на русский язык подписей на полотнах художников Западной Европы. Количество экспонатов в коллекции увеличилось в три раза!
Марк Дмитриевич сформировал уникальную коллекцию фарфора, которой до сих пор гордится музей, спас от уничтожения и ввел в состав коллекции иконы — в середине 30-х это был смертельный номер — и смерть была просто вопросом времени.
Однако новый 1937 год начался для Марка Философова и его маленького коллектива с большой победы. Закончилась процедура выделения художественной коллекции краеведческого музея в самостоятельный художественный музей. Постановление о создании Куйбышевского художественного музея было принято в январе 1937-го.
Расстрелянная культура
Философов пережил на свободе страшное лето 1937 года, когда «врагов народа» брали каждую ночь. До последнего дня он работал, хотя и понимал, что в этой мясорубке у него просто нет шансов уцелеть.
Марка Дмитриевича арестовали в октябре 1937 года. За несколько дней до этого он готовит акт №59 в котором подробно описывает концепцию музея, состоящего из пяти залов. В четвертом, например, должна была выставляться наша коллекция авангарда…
Но 19 октября 1937 года Философов был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности по статье 58.
Справка от 3 декабря 1937 года из Кряжской тюрьмы НКВД:
Философов М.Д. Рост — выше среднего. Глаза — голубые. Волосы — темно-русые. Нос — прямой, длинный. Особые приметы — на левой щеке два шрама.
31 декабря тройкой при Управлении НКВД по Куйбышевской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 февраля 1938 года в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно.
А самарский художественный музей, основанный при активном участии Марка Философова, продолжает работу.
Искусствовед Марк Дмитриевич Философов реабилитирован посмертно Куйбышевским областным судом 14 сентября 1956 года.
И на том спасибо!