Наследие:

Эхо «Большой Волги»

8 сентября 2024

Статья Светланы Шатуновой, опубликованная в газете Культура.

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
А. Вознесенский

Эхо «Большая Волга» — эта выставка-воспоминание о случившимся в 1964 году грандиозном событии в художественной жизни нашего города (тогда Куйбышева), которая проходила в Самарском историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина до 8 сентября.
Накануне той «Большой Волги» в залах Куйбышевского художественного музея работал выставочный комитет, отбирающий произведения живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства из девяти областей и пяти республик Поволжья. В состав выставкома входили свыше сорока ведущих художников и искусствоведов волжских городов, возглавлял его заслуженный художник Олег Карташов (председатель Куйбышевского отделения союза художников). Первый тур выставкома происходил на местах, для участия во втором туре было отобрано свыше 1500 работ 500 авторов. В экспозицию вошло только 858 произведений 342 авторов, которые разместились в двух зданиях — Окружном Доме офицеров и Куйбышевском художественном музее.

Проект был частью новой культурной политики в области изобразительного искусства. После успешной выставки «Советская Россия», прошедшей в столице в 1959 году, было решено поводить масштабные зональные выставки по всей стране.

«Большая Волга» 1964 года — первая выставка волжан (из 10 зональных выставок) после июньского пленума ЦК КПСС 1963 года, где руководители партии и правительства встречались с представителями литературы и искусства. Тогда Н.С. Хрущев, предъявляя высокие требования к советскому искусству, сказал: «Изображайте жизнь такой, как она есть, но изображайте ее с жизнеутверждающих позиций».

Главная тема той грандиозной выставки стала современность и человек труда, а также образ Волги, в первую очередь Волги индустриальной, Волги- труженицы, и, конечно, историко-революционная тема.

Посещаемость выставки была огромная. Книга отзывов из архива художественного музея, хранит столько слов в адрес художников, зрители называют самые разные картины, но все же главными стали: живописное полотно художника из г. Горького Владимира Холуева «Солдаты революции», посвященного гражданской войне, а также ярославского художника Амира Мазитова «Чайка» — романтический образ Валентины Терешковой, и пейзажи куйбышевских живописцев — Олега Карташова, Геннадия Филатова, Валентина Пурыгина.

Выставка-воспоминание 2024 года получилась герметичной, участники ее только куйбышевские художники 60-х, все они имели отношение к той первой выставке. Из представленных более 80 произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства и скульптуры, 15 произведений принимали участие в выставке 1964 года — это работы Олега Карташова, Геннадия Филатова, Юрия Филиппова, Спартака Горинова, Евгения Горовыха, Ивана Комиссарова, Алексея Прокопенко, Николая Хальзева, Юрия Бабичева, Георгия Кикина.

Открывает выставку галерея портретов художников — участников «Большой Волги». Это быстрые зарисовки, выполненные Валентином Пурыгиным и Анатолиев Острецовым. На нас смотрят «живые» лица — Кулаковского, Печуричко, Мурзина, Кныжова, Щеглова — тогда молодых, активных, а также портрет известного скульптора Валентины Снеговской, созданный Анатолием Песигиным.

Выставка делится на две части — живописную и графическую. В живописной лидирует две темы — образ Волги, преображенной человеком, и строящийся город — вырастают новые районы, люди переселяются из бараков в собственные квартиры в «хрущёвках», строится новая набережная, Тольятти строится, осваивается территория вдоль Семейкинского (Московского) шоссе. Люди трудятся, отдыхают, мечтают о светлом будущем — во всех полотнах столько искренней веры, радости, окрыленности. Живописный строй этих работ импрессионистичный, наполненный светом и воздухом оттепельных 60-х.
Города, города!
Сколько было вас —
разных?!
Деревянные,
каменные,
глинобитные,
будто гвозди,
в промерзшую землю забитые,
города, где любовь.
И работа.
И праздник…
Р. Рождественский

В архиве художественного музея сохранилась методическая разработка экскурсии по выставке «Большая Волга», где указано, что разбор произведений следует начинать с работ, посвященных Волге. Теперь это новый облик великой русской реки — Волги, обновляемой трудом советских людей, Волги-труженицы.

«Озарила гидростанций светом
Фабрики, колхозы, города,
И тобой — работницей за это
Родина советская горда.
Как бы мы тебя не возносили
Ты для нас —
Кормилица и мать,
Волге —
«Главной улице России»
Красоты не нужно занимать.
В. Удалов («Волжский комсомолец», 1964)

В экспозиции основной раздел, конечно, посвящен Волге. С одной стороны — это новое Жигулевское море, которое бороздят рабочие баржи на картинах Филатова, Карташова, с другой — заволжские красоты, село Бахилова Поляна, ставшее для наших художников своим «Барбизоном», здесь же появилась творческая дача художников, куда они приезжали на пленэр.

Образ нового города воплощали на своих полотнах Спартак Горинов, Евгений Горовых, Виктор Калашников — у них получались лирический истории о жизни в новых районах. Здесь же главные герои — люди труда-созидатели светлого будущего, простые рабочие — асфальтоукладчики, железнодорожники, строители. Прекрасный портрет Горинова в духе сурового стиля известного в нашем городе архитектора Вагана Каркарьяна, которому в день открытия выставки исполнилось бы 90 лет.

Самая трогательная работа на выставке А. Прокопенко из музея истории г. Новокуйбышевска — портрет юного мечтателя — будущего космонавта написанная после полета в космос Юрия Гагарина.

1960-е годы — это еще и расцвет графики, как оригинальной, так и печатной. Куйбышевские мастера графики превосходны — Павел Якушев, Михаил Бедных, Игорь Дубровин, Константин Печуричко, Борис Филипченко и другие. Даже те графические листы, что мы можем увидеть сейчас на выставке, впечатляют разнообразием техник — линогравюра, офорт, сухая игла, уголь, акварель, исполнены виртуозно — техническое мастерство, владение материалом, в купе со сложными ракурсами («Арматура» И. Дубровина, «Строительство ТЭЦ-2 П. Якушева»), композициями, и смысловой наполненностью — все создает сильное воздействие, тем более, что в настоящее время мастеров-графиков такого уровня в нашем городе нет.Театрально-декорационное искусство представлено на выставке эскизами декораций к спектаклям двух театральных художников заслуженного деятеля искусств Ю. Бабичева и М. Мурзина. С той первой выставки в художественном музее сохранилось три эскиза Бабичева к спектаклю А. Миллера «Все мои сыновья» 1962 г.

Атмосферу дополняют архивные материалы — каталоги выставок «Большая Волга» разных лет, а также личные дела художников — участников «Большой Волги» — Марка Петрова, Николая Хальзева, Ивана Комиссарова, Альфонса Кулаковского из архива Самарского отделения союза художников.

Работы на выставку предоставили: Самарский художественный музей, Музей истории г. Новокуйбышевска, Самарское отделение союза художников, а также частные коллекционеры и семьи художников. Хочется выразить искреннюю благодарность идейным вдохновителям выставки, авторам концепции — Илье Сульдину и Георгию Калмыкову, сотрудникам Самарского художественного музея, руководству историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина за предоставленною площадку, Музею истории г. Новокуйбышевска, Самарскому региональному отделению союзу художников, лично Анне Александровой, а также всем участникам этого проекта.

Опубликовано в № 14 (280) сентябрь 2024 г.

pNa

Оставьте комментарий