46 лет назад был выпущен альбом «Томми» британской группы Who, который принято официально считать первой рок-оперой на планете. Самкульт вспоминает некоторые вершины и курьезы этой причудливой формы.
На самом деле, Tommy считается первой рок-оперой, потому, что на обложке альбома так было написано. Впервые в истории. Термин, если такое можно придумать, придумал Пит Тауншенд. Он всегда очень заботился о том, чтобы его консервативная бабушка была уверена в солидности, и как следствие, надежности работы внука. Но еще до Tommy продюсер Марк Виртц, с помощью музыкантов группы Tomorrow, попытался создать «Подростковую оперу» — «A Teenage Opera», и не потянул. Дело было в свингующем Лондоне, в 1967 году, и сценический мюзикл оказался слишком громоздкой конструкцией. Но записи примечательные, на одной из них поет Тим Райс, который имеет самое прямое отношение к популярности рок-опер. К сожалению, эта запись не сохранилась.
В 1968 году популярная лондонская группа Pretty Things записывает полноценную оперу и одновременно — один из первых концептуальных альбомов в истории — S.F.Sorrow. Но им тоже не повезло, хотя диск и остался в истории. В, основном, увы, как предшественник
Tommy
The Who
1969
Мальчик Томми увидел, как мама и папа убивают маминого любовника, когда папа вернулся с войны и любовник стал не нужен. Мама просит Томми, чтобы он ничего не видел, ничего не слышал и никому ни о чем не говорил. Томми становится слепоглухонемым. Такое вот начало у этой истории. Но пересказывать не будем, «Томми» можно увидеть в прекрасной киноверсии 1975 года с участием не только самих The Who, но и Элтона Джона, Эрика Клэптона, Тины Тернер и Джека Николсона. Элтон, кстати, вообще попал в это кино случайно — Тауншенд не смог пригласить на роль Стиви Уандера, вокальные данные которого подходили к оперным партиям Tommy идеально. Но и Джон сгодился!
Jesus Christ Superstar
Andrew Lloyd Webber — Tim Rice
1970
Молодой композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал «Иисуса» когда ему было всего 22 года. Но Уэббер вполне себе вундеркинд из семьи профи — первую сюиту сочинил в восемь лет и больше не останавливался. Самая знаменитая рок-опера, даже в творческой связке «Райс-Уэббер» — третье произведение! До этого были школьные мюзиклы «Такие как мы» (об известном филантропе Джоне Барнардо, начинается с арии малолетней проститутки) и «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» (поп-кантата, в основе которой библейская история Иосифа прекрасного). Поэтому «Иисус» и получил такой успех — он был из самых недр клокочущего творческой энергией свингующего Лондона, но был сочинен зрелым композитором, решившим поэкспериментировать с госпелом. На первом издании за Иисуса пел Гиллан из «Темно-Лиловых», Гари Глиттер, еще неизвестный, прятался за псевдонимом Пол Рейвен, а песня «Суперстар» в исполнении Иуды (Мюррей Хэд) стала хитом. Да и сам альбом поднялся высоко — до первой позиции американского национального хит-парада. Потом был удачный фильм и тысячи, наверное, версий по всему миру. Прекрасное название, ставшее как пароль-отзыв для жанра. Рок-опера? Исусхристосуперзвезда — на одном дыхании. Или
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
Алексей Рыбников — Павел Глушко
1975
Это пример того, как в эпоху застоя люди создавали «идеологически броские» спектакли. Марк Захаров «на злобу дня», после переворота в Чили (а это была тема №1 в СССР), берет стихи недавно почившего большого друга СССР, прогрессивного чилийского поэта Пабло Неруда, приглашает переводчика-адаптора и предлагает композитору Рыбникову написать музыку для рок-оперы. Полное название произведения: «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». В роли Мурьеты — молодой Александр Абдулов. По мнению Самкульта, это один из святых Граалей советской поп-культуры. Предпремьерные показы вызвали бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры. По воспоминаниям Алексея Рыбникова, спектакль 11 раз запрещали к показу, прежде чем дали разрешение.В мае 1976 года состоялась премьера в Ленкоме и потом «Звезда и смерть» шла 17 сезонов. А про то, как плохо в Калифорнии, рассказывает еще одна известная рок-опера —
American Idiot
Green Day
2004
Американская панк-опера, направленная против политики правительства США на Ближнем Востоке. И не только. Грин Дэй, на данный момент, одна из ярчайших американских групп, как к этому не относись. И вот их концептуальное высказывание о родной стране. Впрочем, везде в мире у рок-групп лучше всего получаются вот такие протестные вещи. Джонни (Иисус из пригорода) и девушка Какеетамзовут вместе растут и взрослеют на бульваре Несбывшейся Мечты. Бродвейская постановка, осуществленная в 2010 году принесла 10 миллионов долларов. Очень хороший свежий пример, как задорого продавать искренность и боль. И попробуйте представить себе мюзикл «Русский идиот», собирающий миллионы в театре Эстрады, например. Представили?
Мастер и Маргарита
Александр Градский
2009
Из тех времен, когда Градский в телевизоре еще не был. И поэтому эпичное музыкальное полотно до сих пор существует только в виде единственной аудиозаписи. Впрочем, зная страсть Градского к профессиональному качеству, можно предположить, что сценическая версия у оперы вряд ли появится. Либретто написал тот самый Павел Грушко, что переводил Неруду для Рыбникова, еще в 1977 году (!), но Градский занялся им от отсутствия идей только в 1985, а закончил в 2009. Это, наверное, opus magnum Александра Градского и заслуживает пристального внимания хотя бы поэтому. И, отчасти, это потдверждает звездный состав, собранный Градским для единственной записи. Их даже перечислять бесмысленно. Все там! Кобзон, Казарновская, Николая Фоменко, Макаревич, Золотухин, Буйнов, Табаков, Лолита, Розенбаум, Камбурова, Лепс и еще много-много, + сам Градский. Единственное наше серьезное произведение с «олл-старз».
Pink Floyd
The Wall
1980
Как отличить гениальное произведение от просто талантливого? Очень просто: гениальное не только сохраняет актуальность, но и звучит с новой силой в новых обстоятельствах о которых авторы произведения, конечно, знать не могли. Рок-опера «Стена» и те образы, которые были созданы знаменитым сценическим шоу и фильмом Алана Паркера, прекрасный пример, как 35 лет спустя, в новом месте, песня про «еще один кирпич в стене» звучит с новым смыслом и новой силой.