Мнения: ,

Талант и его поклонники

20 марта 2017

В этом сезоне отмечаем юбилей народного артиста Российской Федерации МАРКА ЛЕВЯНТА, любимого музыканта, замечательного, сердечного, внимательного друга! Вдохновения! Новых успехов, новых творений, счастья, любви!

Начинаю разговор о нем с его песен не только потому, что они у всех на слуху. Не только потому, что входил он в музыкальную и театральную жизнь Самары через жанр песни. И не только потому, что в значительной степени имя Марку Левянту создавали его песни (а писал и пишет Марк Григорьевич музыку очень разную – симфоническую, джазовую, оперную, квартеты, фортепианные пьесы).

Хотела вскользь заметить: для начала – о песнях, остальное – потом. Но «вскользь» как-то не получается. Наверное, причина такой широкой популярности песенного творчества композитора – дело серьезное и разговора требует серьезного и отдельного. Это ведь только кажется, что песни писать легче, чем квартеты. Песня – душа современного человека. Как уловить эту душу, выразить через ритмы и мелодии? Откуда берется у композитора это свойство? Видимо, ему фея в колыбель кладет – более научно не умею сформулировать. Подрастает человечек, смотрит: что это у него под подушкой? Ой! Песня! Подарок какой чудесный!

Чудесным подарком, песнями, питающими и воспитывающими душу, оказываются для Левянта любимые мелодии А. Островского, И. Дунаевского, М. Блантера, В. Соловьева-Седого, М. Фрадкина, Н. Богословского. Конечно, в число любимых входят и П. Чайковский, и С. Прокофьев, и Д. Шостакович. И это очевидно, когда знакомишься с «другой стороной Луны», с академическими жанрами его творчества.

Я не бросила свою недоговоренную мысль. Не только из-за популярности жанра, демократического настроя творчества Левянта или, скажем, каких-то особенностей его личных вкусов для начала завожу разговор о песнях. Но и потому, что это – как это сейчас в фэнтези модно выражаться – «портал», волшебные врата в волшебные миры.

Вот чего стоит хотя бы только «Человеку приснилась жар-птица» – песня на слова И. Кашежевой. И слова там хороши и вполне выражают ту фантастическую зачарованную реальность, в которую вводит музыка: «Зачерпни ну хоть на миг в свою ладонь этот призрачный таинственный огонь». Огонь творчества, вдохновения, искусства – так его и видишь, это удивительное трепетное пламя. Оно текуче, оно не обжигает, но своим цветным сиянием озаряет мир. Слышишь и волнуешься. А мелодия идеальным росчерком ложится на поэтический текст, становится эмблемой, расплывается в вечернем самарском небе.

Много таких «автографов» у Левянта. И «Горизонт», и «Снова с нуля» – самарский театральный гимн.

Почти полвека жизни Марка Левянта отдано театру. В основном академическому театру драмы имени М. Горького. Здесь с музыкой Левянта поставлено около полутора сотен спектаклей. Их хорошо помнят зрители 70-х, 80-х, 90-х годов. Спектакли «театра Монастырского» шли с непременным «аккомпанементом» музыки Левянта. Да, собственно, и аккомпанементом это назвать было бы неправильно. Аккомпанемент – нечто фоновое, второй план. Музыка в постановках Монастырского, его зонги, инструментальные эпизоды – не фон. Они создавали эмоциональную атмосферу, подсвечивали режиссерскую и актерскую работу своим «призрачным, таинственным огнем».

Спектакли с музыкой Левянта отмечены Государственными премиями СССР и России. Творческим замыслам композитора тесно сделалось в трехминутных песнях. Музыкальная часть спектаклей разрослась, стала более масштабной. Возникли мюзиклы – «Левша», «Крошка», опера «Хитроумная дуреха».

Музыка Марка Левянта звучит в театральных спектаклях Москвы, Санкт-Петербурга, многих регионов России. Песни Левянта пели Николай Караченцов, Сосо Павлиашвили, Валентина Пономарёва.

***

Вот обронила: «Музыкальные автографы». Это уже из другой области. Из области организационной деятельности Марка Левянта. В 1999-м композитор взялся рулить Самарской организацией Союза композиторов России. Сколько нас было тогда? Исчезающе мало. Старшее поколение – что поделаешь, такова наша судьба! – старело и уходило из жизни. Требовалась свежая кровь. Очень мягко, осторожно и одновременно твердо и решительно взялся новый руководитель за дело.

Самарский союз вырос за это время в четыре раза. Все больше творческих людей стало группироваться вокруг нашей организации. Самодеятельность, барды, исполнители, композиторская молодежь. Проводятся детские и юношеские конкурсы композиторов – массу ребятишек «поставили на крыло». Всех не упомнишь, но один из самых талантливых – Петр Дятлов, представитель известной музыкальной династии, в этом году поступил на композиторский факультет Московской консерватории к выдающемуся российскому композитору Александру Чайковскому.

Марк Левянт понимает: творцам, как хлеб, нужна известность. Нужно видеть внимательные глаза публики, нужно слышать, как звучит их музыка в живом исполнении с концертной сцены. А нужны ли мы публике? Нужны! Должна же Самара чем-то гордиться! Для этого Левянт запускает в жизнь долгоиграющий проект «Музыкальные автографы».  Это своего рода творческие отчеты композиторов. Благодаря им имеем уникальный композиторский фестиваль. Своего рода семейный фотоальбом. Только вместо фото – сочинения патриархов самарской музыки Ю. Олесова, Б. Юсфина, В. Невского, А. Фере, Г. Пономаренко, Л. Другова. Среднее поколение: сам М. Левянт, смело и оригинально мысливший А. Бердюгин, чудесная А. Виноградова, всеобщий любимец П. Плаксин. Талантливейшая молодежь: И. Дягилева, Л. Витковская, С. Мышкина.

Теперь можем гордиться: международный композиторский фестиваль «Музыкальные автографы» живет долго и наращивает творческие мышцы. «Автографы» – ежегодные показы новых сочинений, в них участвовали И. Кобзон, Дважды Краснознаменный ансамбль Российской армии имени Александрова, Московский театр имени Маяковского. Театр привозил с успехом идущий у них спектакль «Дети портят отношения» с музыкой Левянта.

Об объекте главной гордости Самарской композиторской организации мы помним постоянно: нас – Куйбышевский союз советских композиторов – в 1941-м открывал (и стал его первым председателем) Дмитрий Шостакович. Вот такая арка: Шостакович – Левянт…

В 2006-м провели фестиваль в честь 100-летия Дмитрия Дмитриевича. Планировали 100 мероприятий – получилось больше. Переименовали улицу Рабочую в улицу Шостаковича, укрепили на доме, в котором он жил в эвакуации, мемориальную доску.

***

Марк Левянт – прекрасный исполнитель. Свои песни лучше всех поет сам. Его гастрольные маршруты пролегают по городам Европы и Америки, по России, по городам и селам Самарской области.

Марк Левянт занимает активнейшую гражданскую позицию. Долгое время возглавлял Общественный совет при ГУВД Самарской области. С 2002 года он вице-президент Ассоциации творческих союзов Самарской области, один из организаторов и участников таких общественно значимых мероприятий, как фестиваль искусств «СССР (Созвездие союзов Самарского региона)», акции «Благородство», «Катящийся реквием» (памяти жертв мирового терроризма). В 2016-м избран заместителем председателя Союза композиторов России.

А кроме того, Марк Левянт – скромный, тактичный, мягкий, удивительно контактный человек. Он внимателен к окружающим, открыт миру, и, как замечают многие, определяющими по отношению к нему являются слова «любовь», «добро», «душевное тепло». Вот, кстати, и цитата в подтверждение подобралась:

«Музыка Марка Левянта наполнена добром и любовью к людям. Я думаю, что это большое искусство для художника и человека – умение излучать добро, и он делает это по-настоящему» (Анатолий Кролл, народный артист России, композитор, джазовый дирижер).

Наталья ЭСКИНА 

Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России.

Фото Валерия АФАНАСЬЕВА и «Самарская газета»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 5 (113), 2017, Март

pNa

Оставьте комментарий