Мнения: , ,

С пиаром, Винсент!

28 ноября 2017

Грамотный и дорогостоящий пиар – это большое дело, скажу я вам!.. В современном кино его выстраивают на стадии задумки проекта, чтобы заранее гарантировать миллионные сборы, аншлаги на просмотрах и хорошую прессу. Свежий пример тому – недавно вышедший на экраны анимационно-игровой фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент».

Как понятно из названия, он посвящён творчеству знаменитого художника-постимпрессиониста. И, разумеется, его жизни. Точнее, её трагическому финалу.

«Впервые в истории кинематографа!.. Более ста художников!.. В течение семи лет!.. Вручную!.. На холсте!.. 62 450 кадров в технике самого Ван Гога!..» Все эти моменты в той или иной подаче сопровождают шествие фильма по экранам. Для пиара это, безусловно, значимо. Но как это сработало в пользу собственно фильма, стоит ещё разобраться.

Кстати говоря, по поводу «впервые в истории» господа-пиарщики несколько погорячились. Ещё в начале двухтысячных петербургский режиссер Ирина Евтеева начала снимать анимационно-живописные киноленты. Их, при желании, можно найти и посмотреть: «Клоун» (где, кстати, в главной роли снялся Вячеслав Полунин), «Петербург», «Демон», «Маленькие трагедии» (в этой работе отметились Сергей Дрейден и Елизавета Боярская)… Сыгранные актёрами сцены проецировались на стекло и расписывались красками вручную.

Кадр из фильма Ирины Евтеевой «Маленькие трагедии».

Так что, в технологии «Ван Гога» слово «впервые» можно отнести только к моменту использования холстов в качестве основы для будущих кинокадров. Правда, сразу возникает логичный вопрос – а зачем? Ведь холсты для подобной работы – выбор неудачный. Это вам скажет любой режиссёр-аниматор. Прозрачности нет – значит, нет и возможности работы с фоном (или авторы фильма нам чего-то не договаривают?). Покадровые прорисовки превращаются в бессмысленно-трудоёмкий и очень дорогостоящий процесс. И ладно бы, если бы эти рукотворные труды художников были заметны зрителю на экране. Увы!.. Результат неотличим от визуального эффекта, которой можно было бы – куда менее трудоёмко! – создать с помощью современных компьютерных технологий. К чему же тогда эта «невидимая» рукотворность?

Кадр из фильма Александра Петрова «Старик и море».

Тут, кстати, стоит вспомнить фильмы российского режиссёра Александра Петрова, тоже созданные в технике «ожившей живописи» –не на холсте, а на стекле. Его работы не «съедали» по пять миллионов евро и не держали в кабале сотню художников. Но в зачёте – три номинации на «Оскар», одна из них – победная («Старик и море», 2000 год). При этом, в работах Петрова рукотворность видна в каждом кадре, в ней даже не возникает сомнения. Его «картинка» живёт, «дышит» и, несомненно, работает на драматургию фильма в целом. Какие волны!.. Какие рыбы!.. Какие лица!.. Чего, к сожалению, нельзя сказать о «Ван Гоге».

По технологии исполнения этот фильм, конечно, анимационный. Но по сценарию, режиссуре и всем прочим составляющим – чисто игровой. И это – увы! – оказалось главной ошибкой его создателей. «В одну телегу впрячь не можно…»

А ведь сюжет-то, сам по себе, любопытный – молодой человек волею случая оказывается в роли детектива, который расследует обстоятельства гибели Винсента Ван Гога. Собирает по крупицам события его последнего дня. Общается с очевидцами. А это, как вы понимаете, многочисленные разговоры. Поэтому персонажи фильма не умолкают практически ни на минуту. А учитывая, что все они нарисованы «в технике Ван Гога», в какой-то момент начинаешь ощущать себя в страшном сне музейного работника, где живописные портреты вдруг разом ожили и заговорили. Пусть даже голосами Максима Матвеева, Ирины Горбачёвой и Константина Хабенского. Поверьте, забавно это только поначалу. Дальше – только мешает и напрягает.

Поэтому самыми удачными сценами фильма стали те, где никто ничего не произносил. И можно было, наконец, спокойно посмотреть на оживание «Звёздной ночи» и «Пейзажа в Овере»…

Самым грамотным решением детективного сюжета о Ван Гоге мог бы стать традиционный игровой фильм с анимационными «лирическими отступлениями». Получилось бы хорошая киноистория – в меру увлекательная, в меру красочная. Но, правда, в этом случае пиару пришлось бы обойтись без громких лозунгов про тысячи рукотворных кадров. А это, сами понимаете, для нынешнего продюсерского кино невозможно-с!..

Алена Самсонова

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 19 (127), 2017, Ноябрь

pNa

Оставьте комментарий