26 ноября в клубе «Звезда» с презентацией нового альбома «Солнце мертвых» выступал популярный русский рэпер Слава КПСС, он же Гнойный.
После «баттлавека» карьера победителя Оксимирона быстро пошла в гору. И вот Гнойный дает интервью Юрию Дудю и его узнают еще больше. И вот Гнойный отвечает в эфире телеканала «Культура» экс-министру Михаилу Швыдкому на вопросы о баттле-рэпе. И вот Гнойный уже как авторитетный артист судит молодых исполнителей в шоу «Успех» вместе с Филиппом Киркоровым, главным поп-идолом 90-х. Слава КПСС — культурный герой уходящего 2017 года. В Самару Гнойный приехал уже в статусе полноценной звезды. Идти на концерт Гнойного стоит не для того, чтобы послушать его новые треки. С большим комфортом это можно сделать, не выходя из соц.сетей. Сам по себе концерт рэпера – зрелище довольно сомнительное, если ты, конечно, не его фанат. На сцене Гнойный смотрится куда менее интересней, чем в ситуации баттла.
Концерт в Самаре продлился всего час. Рокеры играют дольше. В начале концерта Гнойный скандировал: «Владимир Путин, Владимир Путин. Я в русском рэпе Владимир Путин». В конце выступления Гнойный и его соратник по движению «Антихайп» Хан Замай показали публике средний палец и крикнули в толпу то же, что могли крикнуть сопернику по баттлу – рэпер за грубым словом в карман не полезет. Никакого выхода на бис. Никакого потрясения. Никакого скандала. Но концерт был заявлен как презентация нового альбома. Треки с серьезного альбома «Солнца мертвых» Гнойный исполнял вперемешку с песнями своих многочисленных сторонних проектов. Были упомянуты и Путин, и Оксимирон, и Киркоров, и ВИЧ, и Парижская Коммуна и модный московский дизайнер Гоша Рубчинский.
Почему рэп – это вообще важно? Потому что русский рэп, который существует еще с 1990-х, никогда еще не вызывал такого внимания общественности. Не проглядеть бы, как на наших глазах творится история. Любое событие в год столетия революции усиливает сигналы. Сейчас это событие, благодаря медиа, становится известным миллионам. В 1917-м году в политические вихри было вовлечено не большелюдей, чем сейчас вовлечено в рэп. Кстати, в том самом «баттле века» с Оксимироном Гнойный произнес «я везу вам революцию». Революция приходит откуда не ждешь. По ТВ показывают комедийные шоу с сюжетами о том, как все русские люди превратились в рэперов, как зомби. В наше время увлечение рэпом можно сравнить с увлечением авторской песнью в 1960-е. Через него до молодых людей доходят какие-то сигналы, которые им не дает поэзия или даже современное искусство.
Именно Слава КПСС и его соратники ввели в оборот публичного дискурса незамысловатое, но сильное слово антихайп. В ситуации культурного перепроизводства уже недостаточно просто известности, надо уметь хайпануть, прорвать информационный шум чем-то скандальным, полемичным. Хайп может за несколько дней сделать тебя знаменитым, но, как правило, хайп для нашей насквозь нарциссичной культуры является целью, а не средством. Главное – посмотри на меня, подпишись на меня, ставь лайк. Гнойный с его лево-анархистским бэкграундом не может с этим так просто мириться и провозглашает антихайп, как стратегию ухода от этого медийного внимания («лучше я сдохну …..чимноунэймом, чем прославлюсь и стану тобой»). На поверку антихайп оказывается тем же хайпом, а Гнойный с его установкой на андеграунд и создание нового «рэпа постмодерна» становится медийной звездой. Но если в искусстве вещи, на которых «не хайпанешь»? Слава КПСС, которого постоянно обвиняли в том, что он умеет только унижать соперника на баттлах, а не творить, выпускает альбом о русской смерти. Альбом «Солнце мертвых» был вывешен в соц.сетях в октябре вместе с вот этим текстом.
Дело в том, что я почему-то умираю. Они все допрашивают меня, что со мной и почему я молчу и отчего я умираю, — и эти вопросы сейчас самое трудное для меня и тяжелое; я знаю, что они спрашивают от любви и хотят помочь мне, но я этих вопросов боюсь ужасно. Разве всегда знают люди, отчего они умирают? Мне нечего ответить, а они все спрашивают и мучают меня ужасно. Не нужно все время спрашивать, не надо говорить так много. Как мне объяснить, что молчание — есть естественное состояние человека?
Примечательно, что авторство цитаты не указано. Но поисковые системы по этому тексту выводят на авторство Егора Летова. Русский рэпер в 2017 году стоит на плечах Егора Летова, титанической фигуры 1980-х и 1990-х, лидера сибирской панк-группы «Гражданская оборона», которую при куда менее развитых носителях информации и куда более жесткой цензуре слушала вся страна. Сибирский панк, несмотря на низкое качество звукозаписи, схватывал что-то важное и общезначимое для того поколения. Русский рэп, безусловно, тоже что-то схватывает, но его так много, что даже важные сигналы ослабевают в условиях беспрерывного производства. И в этой ситуации рефлексирующему рэперу (а к таковым, как раз, нужно отнести Гнойного) нужно найти сильную тему, для которой уже существует традиция внутри современной популярной культуры.
Массовая культура тоже имеет свой архив, в ней тоже есть своя классика, свои укорененные образцы, которые распознаются публикой и позволяют легитимировать эту низовую эстетику. В альбоме «Солнце мертвых» есть все, что должно быть в русской андеграундной музыке: небрежность, многословие, настаивание на «одном и том же». Гнойный цитирует Летова, Гребенщикова и даже Мамлеева. В альбоме есть песня «Шатуны» (названная по знаменитому роману Юрия Мамлеева) о метафизических маньяках-убийцах, с которыми субъект Гнойного тоже готов идентифицироваться. В песне «Мышка-норушка» Гнойный будто упражняется в изучении фольклориста В.Проппа.
Упаду, как доминошка
К смерти в лукошко
Крепкий фундамент — да … там
На курьих ножках эта избушка
(Не было и нет!)
Хвостиком смахнёт меня мышка-норушка
Гнойный пугает так, чтобы не страшно было. Символист Бальмонт в начале ХХ века призывал «быть как солнце», футурист Крученых готов был вообще его победить ради модернисткой утопии, а рэпер Слава КПСС показывает мир, где главной утопией становится смерть. Другой вопрос: почему русский рэпер не дает надежды? Вот в таких случаях уместно использовать слово постмодернизм. Рэп после модерна.
Илья Саморуков
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 20 (128), 2017, Декабрь