Мнения: ,

Через одно рукопожатие

26 марта 2015

12-2_Пожатия 20 см (1)

По известной теории, через шесть рукопожатий можно выйти на любого из ныне живущих. Да и не живущих… Например: я училась у Алексея Васильевича Фере. Он в молодости дружил с Черкасовым, Мравинским, играл в четыре руки с Шостаковичем. В детстве играл Льву Николаевичу Толстому. Видел Николая Второго, и тот погладил мальчика по голове, спросил, как его зовут. И сказал: и у меня сын Алеша…

Куда уж ближе. Не через шесть. А через одно. Или через два-три. Прабабушка Алексея Васильевича чуть замуж за Глинку не вышла. Кто-то из его предков был лицейским учителем Лермонтова.
В семейном архиве солиста нашего оперного театра, баритона Зураба Базоркина, хранится фотография с трогательной надписью: троюродный брат моей прабабки. На фотографии — кайзер Вильгельм. Вроде и не моя прабабка, и брат не мой, но чем-то эта фотография утешает. Создает ложное чувство причастности к Большой Истории.
В артистическом мире импресарио Сол Юрок почти так же знаменит, как германский кайзер. А мой папа с ним в Москве коньяк пил! Правда, много не дали. Да папа много и не пил. По правде говоря, и мало не пил. Но с Юроком как было не выпить!
А у гроссмейстера Льва Полугаевского папа партию в шахматы выиграл! Одну, правда. Но ведь папа-то мой не гроссмейстер! А Ростропович меня в щечку поцеловал. Студентам показываю, они говорят: теперь не умывайтесь! Не буду.
Вообще-то я не об этом. Я о Больших Датах в жизни Больших Людей. Заглянула в историко-культурный календарь 2015 года и думаю: ну-ка, интересно, с кем из великих наша самарская культура тем или иным боком связана. Через одно рукопожатие, ну пусть через два-три.
150 лет назад родился художник Валентин Александрович Серов (1865). Валентин Серов — сын выдающегося русского композитора Александра Серова, автора опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Через пять лет отпразднуем и двухсотлетие композитора (1820), а пока — 195-летие.
А у нас в музыкальном училище правнук и внук (в одном лице) художника и композитора (в двух лицах), пианист, преподаватель Гнесинки Дмитрий Михайлович Серов госэкзамены принимал. Бархатный, замшевый, вельветовый московский интеллигент в рыжем пиджаке. Фамильные черты прадеда в его породистой внешности были еще различимы. Вот комфортно ему сдавать было! Послал Бог пианиста! Собеседника!
Играет начало 32-й сонаты Бетховена: что это? Она, 32 соната. Сыграйте, говорит, тему второй части! А что же не сыграть? Ведь сонаты Бетховена — это наше всё! А что, спрашивает, Томас Манн об этой музыке пишет? Ну, Томас Манн — это в еще большей степени наше всё. Эту парадоксально сочетающую в себе предельный жар и космический холод, сухую и страстную прозу — кто же ее наизусть не помнит!
Недолго потом в Гнесинке любовались оранжевым замшевым пиджаком и изысканной красотой потомка сразу двух великих. Отбыл наш ДМ в Петрозаводск, звание себе зарабатывать.
Пробежала глазами список юбилеев. Он длинный, 39 имен. С семью юбилярами мы не то что запанибрата, но через одно-два рукопожатия могли бы поздороваться.
Но вот дата, мимо которой пройти не могу. Святослав Рихтер. 20 марта 2015 великому пианисту исполнилось бы 100 лет. Со Святославом Теофиловичем сестра моего отца и, следовательно, тетка моя на одном курсе консерватории училась — тетя Зина у Гольденвейзера, а Рихтер, как известно, у Нейгауза. Сидела с ним за одним столом на лекциях, и к экзаменам по истории музыки они вместе готовились.
Так о чем я? О ложной славе? Что-то мне эти «рукопожатия» напоминают. Знаменитую реплику из знаменитой комедии: «Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский».
Ну что, брат Пушкин? И мы не лыком шиты! Не зря в кабинете любого начальника, в зависимости от начальнического ранга, стены украшены фотографиями в рамках: «Я и Городничий», «Я и Губернатор», «Я и Папа Римский»!

Наталья Эскина 

Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России

Рисунок Сергея Савина

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (72) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий