Мнения:

 Дмитрий Мантров и прикосновения прекрасного

8 сентября 2021

Материал о Дмитрии Мантрове из серии «100 самарских художников».

Мастерская на улице Гагарина, последний этаж хрущевки, крохотная однушка но без стен и уже — простор, всюду, как и положено в мастерской художника — картины и странные, скорее всего, волшебные предметы. 

Нагромождение старых приемников, рубанок в дизайне “звездных войн”, иконы, лапти и книги — вот альбом Самарцева со старыми видами  Волги и Жигулей — имел честь принимать участие — с гордостью рассказывает Дмитрий и показывает вошедшие в альбом его фотографии из кругосветки — как контраст старым.

Он, конечно, влюблен в нашу природу — Волгу и Жигули, и в этом Мантров  абсолютно самарский художник, продолжатель славных традиций. Даже известен, более всего, как пейзажист, но в стопках картин, которые заполняют основное место в мастерской и теснятся всюду, очень плотно — пейзажей не очень много. 

Из большого пузатого чайника Дмитрий наливает крепкий чай — атмосфера и обстановка в мастерской пасторальные. Картины мы пока не смотрим даже — предвкушаем и обсуждаем искусство.

Как прикоснуться?

О красоте и прекрасном Дмитрий Мантров говорит убежденно и страстно. Но без лишнего пафоса — для него как человека и художника — это жизненная позиция, и убеждение, взращенное опытом. Нашему миру очень не хватает красоты. Миллионы людей вокруг нас проживают, так и не поняв, не почувствовав прекрасного. Они лишены главного счастья в жизни. 

И тут даже не так важно, будет ли это прекрасное живописным волжским видом или картиной с тем же пейзажем на холсте. Главное, чтобы человек прикоснулся к прекрасному. Это обязательно изменит жизнь человека в сторону прекрасного, лучшего. По крайней мере, свою историю Дмитрий Мантров видит именно так.  

Еще когда он был маленьким ребенком мама возила его в Москву, водила в Третьяковку и, по словам самого Дмитрия, эта встреча с прекрасным повлияла на всю его жизнь, хоть и не прямо, но очень явно. 

Он не собирался становится художником и после армии, в начале девяностых пошел работать в полицию. Дмитрий честно отслужил не один год, и… возвращаясь к теме прекрасных прикосновений — именно на этой тяжелой и грязной работе, Дмитрий Мантров увидел как много людей живут без прекрасного в сердце, сколько вокруг жестокости и грязи.

Развернуть жизнь Дмитрию помог самарский скульптор Куклев — мудрый старик, похожий на сказочного мастерового — он решительно посоветовал: иди, учись! И Мантров пошел учиться на художника в Самарский Педагогический, который, кстати, неплохая кузница художественных кадров — тот же факультет заканчивал, например, Владимир Логутов.

Путь к храму

 В свою мастерскую он сейчас наезжает нечасто. Самарского художника Дмитрия Мантрова легче всего застать в церкви Казанской божьей матери, что спрятана в самом сердце поселка Мехзавод.  

По его словам, сейчас 90% времени он отдает иконописи. При храме образовалась мастерская и Дмитрий продолжает расписывать церковные своды, а еще ему постоянно приносят иконы на реставрацию. 

Здесь можно бы порассуждать на тему нашей русской души, но сам Дмитрий не склонен к пафосным обобщениям. Да и особо верующим-православным себя не считает. То есть не так — интерес художественный и духовный в нем существуют вместе и предпочтения Дмитрий ни одному из них не отдает. Потому что он не только иконописец, но и авангардист. 

Реализм и другие -измы

Дмитрий не ограничивает себя в стилистике. И когда он начинает доставать работы из глубин мастерской — то моим глазам предстают отнюдь не реалистические пейзажи. Стили и художественные манеры почти мелькают — любые оттенки импрессионизма, сюрреализм, фовизм, абстракционизм и постмодернизм — Мантрову интересно все, он пробует себя в самых неожиданных стилях — вплоть до стимпанка.

Но все-таки есть у него и прекрасные, но вполне традиционные пейзажи. Иногда — точные до дотошного реализма, иногда — почти абстрактные и атмосферные, но всегда в этих работах чувствуется желание художника выразить красоту мира. Показать людям прекрасное, чтобы искусство прикоснулось к их жизням. 

Пропагандист и организатор

И Дмитрий готов не только писать картины, но и помогает прекрасному находить своего зрителя. Он был одним из инициаторов участия Самары в международном проекте “Палитра мира”. Это ассоциация объединяет художников 222 стран и занимается культурными обменами художников — горизонтальные связи. 

Самарцы, под предводительством Мантрова побывали во Франции в 2019 году, в этом году французские художники должны были приехать на Бахилову поляну — в святые места нашей жигулевской пейзажной школы, но вмешалась пандемия. Впрочем, она Мантрова не пугает  и не останавливает. 

Уже в этом году он выступает в качестве одного из кураторов проекта “Вчера. Сегодня. Завтра” в галерее “Новое пространство”. 

“Проект отличается тем, что идет от текста, – говорит Дмитрий – Мы решили, что зная историю, художник сильнее и глубже проникнет в интересный ему образ, и, действительно, это дало толчок к рождению новых смыслов. Получилась выставка о любви к родному городу и его истории. А также возникла миссия самарских художников – запечатлеть и сохранить исчезающий образ старой Самары”.

В этом проекте участвовали свободные художники, сокуратором Дмитрия Мантрова выступила Нелля Коржова — художница, искусствовед, куратор, идеолог Ширяевской биеннале. Для Дмитрия не важны организационные формы и принадлежности к “лагерям” — единственное, что не любит он современное искусство, но не как искусство, а, скорее, как социальный феномен.

Любимая книга Дмитрия — толстенный роман Максима Кантора “Учебник рисования” очень подробно и талантливо разоблачающий мир современного искусства и его внутреннее устройство. Неожиданный выбор любимой книги для человека пишущего иконы, но это и есть еще одно подтверждение того, что перед нами настоящий русский художник.

А еще, Дмитрий Мантров, конечно, бунтарь. И был одним из трех членов правления Самарского отделения СХР, которые пытались выступить против  гегемонии Ивана Мельникова — председателя Союза. Теперь уже с приставкой экс- , кстати. Пять лет назад Мантрова сотоварищи обвиняли, как тогда было модно, в “майдане”, но теперь оказывается, что они все-таки были правы в своей критике.

Потому что Дмитрий Мантров — честный человек и художник. Важно ли это для искусства? Наверняка, ведь в русском языке слова “реалистичный” и “правдивый” — синонимы.

 

  • 5
    Поделились

Оставьте комментарий