Мнения:

Размышления на юбилейной выставке

30 ноября 2023

Самарскому отделению Союза Художников России исполнилось 85 лет.

NB: Это не критика, но искренние пожелания и личные впечатления.

Заканчивается большая юбилейная выставка самарского отделения Союза художников. 85 лет. Почти век. Две площадки — музей Алабина и собственный зал Союза. Десятки славных имен, несколько поколений талантливых художников, сотни великолепных работ.

Союз Художников — наша старейшая творческая организация в области изо. Существует Союз поменьше, чем искусство в Самаре, но уже пережил несколько эпох. Поэтому юбилейная выставка такого масштаба воспринимается, как нечто более значимое, чем большой творческий отчет. Нелишне вспомнить, что из 85 лет полвека Союз был практически единственной формой существования профессионального изо.

Широкая панорама регионального искусства с исторической ретроспективой. Огромное спасибо за эту возможность куратору выставки Анне Александровой! Даже общий взгляд наводит ум на определенные размышления об истории Союза, и шире — о судьбе самарского искусства. Потому что даже общий и неподготовленный взгляд сразу заметит, как много в этой коллекции избранного талантливых произведений. Вся выставка — это крохотные вершины огромных айсбергов, или разноразмерные окошки, открытые в прекрасные миры самарских/куйбышевских художников. Формат выставки таков, что каждого мастера представляет одна, максимум, две работы. А многих хотелось бы побольше.

Особенно художников, которых можно смело назвать самарскими классиками и чьи работы на выставках и в музеях, при этом не увидишь. Прямо на входе в зал, зрителей встречал прекрасный жигулевский пейзаж Полякова. Один из лидеров куйбышевского Союза в 50-60-е, тогда — известный мастер и наставник, сейчас — забытое имя в бесконечном ряду наших ненужных творцов. Хотя именно Поляков больше всего подходит под определение Традиции. Его пейзаж уместнее всего сравнить со знаменитыми жигулевскими работами Грицая, созданными в этот же период и удостоенными Сталинской премии.

Даже нетерпеливый зритель обязательно замедлял шаг у огромной, прямо-таки светящейся работы художника Кулаковского. Он классик без всяких кавычек. Но только польский. И при этом — зампредседателя Куйбышевского союза в 60-х. Судьба Кулаковского достойна сериала, но независимо от перипетий биографии — это один из лучших мастеров, работавших на нашей земле.

Вот Филатов. Мрачный и мощный пейзаж. Энергетика старого масла вибрирует сетчатку глаз. Один из волжского десанта, высадившегося на строительстве Куйбышевской ГЭС. Мастер рано ушедший и потому обойденный вниманием и почестями.

Можно продолжить это перечисление. В залах юбилейной выставки много замечательных работ, но представлены, увы, далеко не все герои Союза. Жаль, например, что не нашли работ Карташова! Вот был титан. Руководитель куйбышевского отделения СХ СССР, ровно 60 лет назад он готовил «Большую Волгу» — грандиозную зональную выставку, прогремевшую на весь Советский Союз и впервые поставившую самарцев/куйбышевцев в очередь за изобразительным искусством.

Но если не сожалеть, а немного пофантазировать, то можно представить себе идеальную выставку. Огромную экспозицию, которая объединила бы в себе всю историю самарского искусства — от курсов Бурова и его учеников до сегодняшних звезд самарского искусства, независимо от принадлежности к союзам и объединениям. История самарского искусства. Она где-то есть, мы даже можем описать ее, но не можем увидеть, только такой вот огромной, но очень неполной мозаикой, как выставка к 85-летию Союза.

В этом главное «стратегическое» (или историческое?) значение этой выставки. Даже панорама, ограниченная скромными возможностями Союза, показывает нам мощное и уникальное явление — наше региональное, самарское искусство. Так же как и показывает его недооцененность, и ненужность широкой публике. Давки на выставках не наблюдалось, увы. Но это безразличие и неведение не причина, чтобы отказываться от нашего художественного наследия.

И пусть мы никогда не осознаем его масштаба и значения. Никогда не увидим его во всей полноте и мощи. Оно уже есть. Разбазаренное, непонятое, до сих пор отвергаемое, оно существует, оно работает — на выставке множество прекрасных работ сегодняшних мастеров и они несут эстафету новым поколениям. История Самарского искусства — будет ли она когда-то написана?

Юбилейная выставка теперь и сама — часть Истории. И хочется выразить благодарность самарскому Союзу, который в условиях очень и очень жестких сделал всем поклонникам самарского искусства такой подарок — показал самарскому (и не только!) зрителю самарское искусство в его красе.

Известный искусствовед и эксперт Никон Жила, побывавший на выставке, высоко оценил увиденное: «Это потрясающая выставка, для меня — полная открытий. Самарское искусство впечатлило своей одухотворенностью, здесь во всем чувствуется волжский размах и характер, когда уникальная природа помогает становлению уникальных талантов».

Общая оценка этой выставки может показаться кому-то завышенной. Мол, не все и не всё представлено, много лакун в этой истории. Но и это — тоже история. И осознание этой истории. Самарский союз художников сегодня, через 85 лет, на новом этапе развития и в других условиях, но пытается решать те же большие задачи. Позиционирует себя, как преемник того Союза — в котором были Кулаковский, Карташов, Поляков. А еще Шеин, Карпунов, Пурыгин, Баранов, Герасимов — это очень длинный список и прямо сейчас в него вписываются новые имена. Но это — один бесконечный свиток в руках у самарской музы Изо.

pNa

Оставьте комментарий