Мнения: ,

Камо грядеши, Город Будущего?

18 декабря 2015

DSC03325

Размышление о будущем Тольятти.

Все-таки не царское дело – давать из центра команды о надежном мощении дорог, указания на расчистку снежных завалов, поручения об установке пандусов для колясочников или советы по выбору цвета окраски строительных ограждений. Тем не менее, я без колебаний поддержал отчаянное интернет-письмо «на самый верх», предупреждающее о возможной ликвидации – под флагом «оптимизации» – тольяттинского музейного комплекса «Наследие».

Понятно, что суровая реальность диктует нищему муниципальному бюджету все новые и новые сокращения затрат. И обескровленная сфера культуры вновь становится козой отпущения. Но судьба уникального экомузея «Наследие» слишком симптоматична как для нынешней больной России, так и для проблемного городского округа Тольятти, пытающегося заполучить статус «территории опережающего развития».

Пугает знакомый симптом: наступление на историческую память. Боюсь, что аппаратные затеи с реорганизацией уникального творческого явления закончатся трагическим обрывом тоненькой родовой связи современного Тольятти с прародителем, сокрытым водной массой рукотворного Жигулевского моря.

Не исключено, что последующие бравые «оптимизаторы» сократят изучение учебника «Тольятти-Ставрополь», написанного историком-краеведом В. Овсянниковым. А спустя пару десятилетий юная поросль тольяттинских химиков, машиностроителей и автозаводцев вообще перестанет интересоваться уникальной судьбой «Города святого креста», выросшего до знакового явления советской индустрии. И тогда многократно повторится печальная участь знаменитой мозаичной стелы «Слава труду», возведенной по случаю присвоения молодому Волжскому автозаводу имени 50-летия образования СССР, а ныне постыдно забытой и бесцеремонно добитой соседней стройкой.

Беспамятство, увы, не самое слабое свойство человеческой натуры. Не потому ли так легко отказались заезжие хозяева высотки от продолжения разработок научной историографии ВАЗа. И не отсюда ли великая тайна за семью замками, окутывающая планы всевозможных рабочих групп по подготовке к 50-летию образования завода. К тому же явно хитрят «юбилейщики», планируя главные мероприятия под 50-летие выпуска первых «Жигулей». Целят сразу в 2020 год, минуя первую и главную пятилетку в яркой эпопее автогиганта, возведенного при участии всей Советской державы.

Будто и не было десятков тысяч строителей легендарного «Куйбышевгидростроя». Не было ни котлованов, ни точнейших фундаментов под импортные станки, ни сотен бессменно работающих кранов на гигантской стройплощадке города-эталона. Ни бессонных ночей и роковых инфарктов поляковской когорты талантливых руководителей, ни армии пионеров Волжского автомобильного, тех седых вчерашних романтиков и патриотов главного конвейера, которых так не щадит Время.

А тут еще и нахальный имиджевый посыл – «Vesta: сегодня для LADA все только начинается!» – на странице корпоративного рекламного еженедельника «Волжский автостроитель».

Приехали… Забудьте яркие страницы становления флагмана отечественного автомобилестроения. Все только начинается! Такая вот модная фишка, перечеркивающая заслуги первопроходцев. Ни уважения к общему прошлому, ни благодарной памяти! Обидное равнодушие к исчезающим архивам уходящих первостроителей. Нулевой интерес к программным решениям и наработкам предшественников. Преемственность поколений и идей лишь на словах. Отсутствие реального сложения усилий профессионалов и энтузиастов. Под знакомым прикрытием: нет средств.

Впрочем, вожделенные денежки находятся для организации претенциозных форумов «Тольятти – город будущего».

Так случилось, что открытие очередного публичного действия совпало с запросом самарского губернатора к премьеру страны о спасительном признании Тольятти моногородом первой очереди со сложным социально-экономическим положением. Тогда же выяснилось, что трижды рожденный Ставрополь-Тольятти выпал из первой сотни рейтинга городов России по «качеству жизни».

Окончательным ударом по моему вазовско-тольяттинскому самолюбию стала оговорка автора публикации в недавнем номере областной «Культуры», тольяттинки, между прочим, про «депрессивный недомиллионник». Хлесткая оценка подтолкнула внимание мое к итоговым документам прежних трех форумов. Захотелось найти опровержения пессимизму тех, кто с досадой, пусть и не без личных оснований, считает современный Тольятти «удручающей заводской слободой». Увы…

Ежегодные социально-экономические диалоги в УСК «Олимп» – при всем уважении к приглашаемым сюда авторитетам современного градостроения – традиционно обходятся без принятия конкретных программ и последующих решений стратегического характера. Что, впрочем, логично объясняется незаметной, вроде бы, корректировкой названий форума: от «Тольятти – Город будущего» в 2012-м к нынешнему слогану – «Город Будущего. Тольятти-2015».

Так славно: думаем за всю Россию! Формальные дипломы, вожделенное минутное общение с отмалчивающимся градоначальником, гаснущие надежды и очередные разочарования. Не потому ли падает интерес деловых кругов и общественности к подобным парадным встречам, умным коммуникациям без развития, дискуссиям для дискуссий?

А за стенами форумов продолжается деградация жизнерадостного когда-то Города. Обескровленный хитроумными многоходовками по выводу финансовых потоков, индустриальный Тольятти теряет талантливых управленцев и перспективных дизайнеров, интеллектуалов и энергичную молодежь.

Так что, мы остаемся Городом-без-Души? Неужели жаркие споры и действия тольяттинской интеллигенции 80-х годов близкого ХХ века не освободили нас от этого обидного клейма?

Вот готов оставить любимый город и Сергей Мельник, известный автор искренних книг по истории Ставрополя-Тольятти, уставший от нападок за свою бескомпромиссность в деле защиты «Улиц Памяти». Сколько таких «неудобных» потеряли мы из-за безразличия сменяющих друг друга чиновников! Может, пора оценивать компетентность очередного городского головы как раз по числу талантов и патриотов, покинувших градообразование N или, напротив, привлеченных к творческой деятельности здесь?

***

А где следы программной 6-й сессии Тольяттинского городского совета народных депутатов, обнародовавшей в сентябре 1983 года приоритеты культурного строительства? И как далеко от «спального района» ушли мы со времени выхода в декабре 1994 года спецвыпуска российской газеты «Культура», посвященного вечным нравственным проблемам новостроек на примере промышленного Тольятти?

К слову, на первой странице того номера статью мэра Сергея Жилкина «Это наше время» предваряет позиция президента – генерального директора АО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова, по-особому звучащая спустя двадцать лет: «В молодых городах живут миллионы россиян, работающих на современных производствах, определяющих промышленный потенциал страны. Но именно им, вчерашним солдатам, школьникам, студентам, жителям села, оторванным от родительских корней, лишенным нравственной поддержки, нужны внимание и помощь писателей, артистов, художников, музыкантов, журналистов, историков, учителей, способных с миссионерской настойчивостью сберечь и передать в поколениях лучшие человеческие качества, характерные для народа России».

Сберечь и передать лучшее! Разве не в динамичном Тольятти была возведена – спасибо ВАЗу! – первая в РСФСР общеобразовательная школа с блоком эстетического воспитания, впоследствии – «сафоновский» лицей искусств? Не здесь ли действовал единственный в своем роде Университет музыкальной культуры Союза композиторов РСФСР? И не наши ли Дни города оказались заразительными для областного Куйбышева, да и не только для него? Как и новый в тогдашней России симпозиум скульпторов по камню, организованный по инициативе неуемного Шандора Зихермана в рамках празднования 250-летия Ставрополя-Тольятти?

А знаменитый десант жилкинской команды единомышленников на конференцию ЮНЕСКО «Культура молодых городов» (Набережные Челны, сентябрь 1993 г.), за которым последовали Дни Тольятти в Москве и общегородская, с новым проектным подходом, киршинская программа «Культура Автограда» и незабываемые выступления юных артистов из Тольятти на международных фестивалях классической музыки во французском Кольмаре?

Еще не угас позитивный резонанс Детских ассамблей искусств и Летних творческих школ для одаренных детей со всей России. Объединительные идеи спонсированной тольяттинским Ротари-клубом городской гуманитарной газеты «Преображение» обернулись со временем литературно-художественным журналом «Город».

Дроздовский драматический театр «Колесо» продолжился драматургией новой волны от братьев Дурненковых. Тольяттинская консерватория и хореографическая школа имени М. М. Плисецкой притянули в город плеяду профессиональных музыкантов и авторитетных педагогов.

Среди последних достойных новаций особо заметна элегантная фестивальная «Классика над Волгой», отмеченная Гран-при в номинации «Лучшее событие в области культуры». Крепнет Фестиваль современной драматургии «Левановка», памятное продолжение ушедшего тольяттинского драматурга Вадима Леванова, чьи пьесы идут на сценах ведущих российских театров. И открыт совсем недавно Музей Майи Плисецкой…

Что и говорить, у культуры Ставрополя-Тольятти большая заслуженная история. Десятилетиями при разных системах и вопреки неизменным финансовым сложностям в городе на Волге действовали незаурядные личности, возникали творческие объединения, формировалась и обогащалась духовная жизнь. Здесь всегда находились «неудобные» люди, смевшие «свое суждение иметь». Те, кто мог твердо повторить известное любищевское «неприлично молчание мне» (судьба удивительным образом связала героя гранинской книги «Эта странная жизнь» профессора А. А. Любищева с городом Тольятти: на высоком волжском берегу покоится прах выдающегося ученого-биолога). В таких «прорабах духа» может и должна находить опору городская элита, радеющая за свой Город.

***

Сегодня Тольятти переживает трудный этап. Потускнела прежняя слава донора советской державы, когда один только Волжский автозавод давал от 2 до 4 процентов национального дохода страны. Утрачены завидное значение города-новатора и его инвестиционная привлекательность. Туманны перспективы градообразующих предприятий. Нет внятных решений по спасению мегаполиса, вынужденного испрашивать в столицах собственную трудовую копейку.

Рискую попасть в «стратеги, видящие бой со стороны». Но болит сердце. Обидно за мой Город, достойный лучшей участи.

Главный резерв Города – в его людях. В руководителях больших и малых предприятий, фирм и финансовых структур, культурных центров и благотворительных фондов. В научной и творческой интеллигенции, давно ставшей важной составляющей городского организма. В здравствующих, слава Б-гу, ветеранах строительных организаций, гигантов отечественной химической индустрии и, разумеется, Волжского автомобильного завода. Потенциал и сила Города во всех тех, для кого в полнокровном ритме Города и есть главный смысл всей жизни, щедро отданной Делу и Стране. Чье море голосов по-прежнему имеет и духовный смысл, и решающий вес.

Давным-давно и в другой стране на рабочем столе уважаемого тольяттинцами руководителя города С. И. Туркина неизменно стояла табличка с изречением: «Кто не хочет – ищет причины. Кто хочет – ищет средства». Сергей Иванович понимал под средствами в первую очередь слаженную команду лидеров, понятный горожанам взгляд в будущее, грамотное стратегическое планирование и последовательную реализацию принятых программ, доверие и поддержку городского сообщества. Подобная линия управления не только укрепляла высокий авторитет городской власти, но и обеспечивала системное развитие инженерной инфраструктуры, реализацию масштабных проектов, преодоление удушающей атмосферы застоя. Примечательно, что Сергей Жилкин, победивший спустя годы на первых мэрских выборах и занявший по праву туркинский кабинет на Центральной площади, также ставивший на талантливых и энергичных соратников, на «окаянных» людей, каким был и сам, утверждал: «Внешние ресурсы есть во все времена, нужно не лениться и привлекать их в город».

Мой Тольятти. Город-трудяга. Город-романтик. Город-творец. Уже – не автомобильная столица России. И пока – не обанкротившийся Детройт. Нашей доморощенной «Атлантиде», судя по всему, предстоит четвертое рождение. Вот только когда, с кем и какой ценой «Город Будущего» шагнет в свое устойчивое светлое Завтра? Определит он вектор движения к чахнущему в штате Мичиган городу-призраку или в сторону осыпаемого инвестициями города-побратима Вольфсбурга, патронируемого автомобильным концерном Volkswagen?

Надеюсь, народ тольяттинский знает верные ответы.

Леонид Пахута 

Об авторе: Леонид Станиславович с 60-х крепко связан с историей Тольятти и автозавода. Многие его инициативы на посту комсомольского секретаря, заведующего отделом культуры горисполкома, руководителя управления корпоративной культуры ВАЗа стали легендами. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

 

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 20 (87) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий