Наследие:

20 лучших зданий самарского модерна

19 декабря 2015

0_bf5ff_5f70ff2e_XXL

Самкульт предлагает вам коллекцию памятников провинциального модерна, которая до сих пор украшает улицы Самары. Нам есть чем гордиться! Но только если не обращать внимания на состояние большинства памятников.

1. Особняк Э.Г. Эрна

Особняк Э. Г. Эрна, г. Самара
Годы постройки: 1900-1902. Архитектор: Щербачев А.А. Адрес: Чапаевская, 165

Возможно, особняк Эрна является первой постройкой в стиле модерн в Самаре. Декор здания сдержан, однако, архитектор умело работает с объемами и силуэтами. Изящный изгиб линии фронтона наделяет здание ритмикой модерна. Единственный декоративный элемент — барьельеф орла на эркере — был уничтожен в советские годы.

Здание получилось довольно большим, в нем доктор Эрн жил со своей семьей, принимал пациентов, а часть дома сдавал под аппартаменты и врачебные кабинеты. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши. 4 декабря 1941 года наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым и председателем правительства Польши в изгнании В. Сикорским здесь уже в натянутой атмосфере, омраченной сведениями об исчезновении 15 тыс. польских офицеров под Катынью, была подписана Декларация «О достижении прочного и справедливого мира».

2. Торговый дом С.Е. Пермякова (Торговый дом А.Н. Пермяковой)

Торговый дом С.Е. Пермякова (Торговый дом А.Н. Пермяковой)
Годы постройки: 1900-1901. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Молодогвардейская, 70

Первая постройка Зеленко в стиле модерн в Самаре. Четыре широких пилона делят фасад на три части: центральную, более узкую, и широкие боковые. Стволы пилонов украшены большими женскими масками, обвитыми волнами распущенных волос, в которые вплетены раковины и цветы кувшинок. Возможно, Зеленко изобразил здесь саму заказчицу Пермякову.

3. Особняк А.У. Зеленко

Особняк А.У. Зеленко
Годы постройки: 1900-1903. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Самарская, 179

В 1900 г.архитектор А.У. Зеленко получил разрешение на постройку собственного дома. Строительство особняка было завершено в 1903 г., но Зеленко не прожил в нем ни дня, так как в 1900 г. уехал в Москву по приглашению Ф.О. Шехтеля. Здание выполнено в стиле модерн с разномасштабными окнами и ассиметричным фасадом. Массивность стен противопоставлена легкости балконной решетки и металлических кронштейнов. Угол балкона поддерживается одной крупной колонной из известняка. В настоящее время в здании располагается Дом журналистов и литераторов.

4. Доходный дом А.Ф. Нуйчева (Гимназия сестер Харитоновых)

Доходный дом А.Ф. Нуйчева (Гимназия сестер Харитоновых)
Годы постройки: 1902-1904. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Самарская, 149

Доходный дом А.Ф. Нуйчева стал первой самарской постройкой М.И.Квятковского. Заметной деталью этого дома становится зооморфный орнамент. Это и бабочки — символ хрупкости и недолговечности бытия, и поддерживающие эркер головы слонов. Есть в декоре и женские маски — символ вечной красоты и фигуры атлантов (сняты в 1980-е гг. для реставрации). Внимания заслуживают и изящные кованые элементы в ограждении балконов и козырек над входом. Долгое время в этом здании располагалась гимназия сестер Харитоновых, после революции — школа № 25 и лицей.

5. Пушкинский народный дом

Пушкинский народный дом
Год постройки: 1903. Архитектор: Засухин Ф.П. Адрес: Л. Тостого, 94

Общественные здания редко строились в стиле модерн, но были и исключения. Одной из первых общественных построек в стиле модерн в Самаре был Пушкинский народный дом. Для этого здания характерна минималистичная отделка фасадов, крупные детали, металлические украшения ворот и крылец в духе европейского модерна. Внутри находилась еще одна парадная лестница и вход в театральный зал на 775 мест. На втором этаже — несколько комнат для занятий, а в одноэтажной части, слева от главного входа по ул. Л. Толстого, размещались библиотека с читальней и чайная. Сейчас в здании расположен Дворец культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина.

6. Особняк А.П. Курлиной

Особняк А.П. Курлиной
Годы постройки: 1900-1904. Архитектор: Зеленко А.У. Адрес: Фрунзе, 159

Особняк купца 1-й гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Особняк украсил ул. Саратовскую (ныне ул. Фрунзе) своим фасадом с парадной дверью, украшенной зеркальным стеклом и завитками черного металла. Загадочный профиль женской головки на фронтоне по легенде напоминает саму хозяйку особняка. На ул. Алексеевской (ныне ул. Красноармейской) дом притягивал взоры ажурными воротами-бабочкой, балконом и большой стрекозой из кованого металла на крыше.

В 1995 году особняк стал памятником исторического и культурного наследия федерального значения. C 2012 года в доме Курлиной был открыт Музей Модерна.

7. Особняк П.И. Шихобалова

Особняк П.И. Шихобалова
Годы постройки: 1903-1905. Архитектор: Щербачев А.А. Адрес: Венцека, 55

Построен богатым представителем молодой самарской буржуазии — П.И. Шихобаловым. В разработке проекта кроме А.А. Щербачева участвовал самарский архитектор Г.Н. Мошков. На улицу Венцека выходит только фасад главного здания, который в верхней части украшен фронтонами и вазонами. Окна имеют прямоугольную форму, на первом этаже они по размеру больше, здесь проявляется типичная тяга модерна к большим площадям остекления. Балкон над аркой поддерживали атланты, которые долгое время были визитной карточкой дома, но в 1993 г. их сняли для реставрации. В советские годы здание занимал НКВД, а затем военный трибунал.

8. Ресторан «Аквариум»

Ресторан «Аквариум»
Годы постройки: 1900-е. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Самарская, 95

Эта постройка являет собой манифест строгого и рационального модерна. Ее особенность — компоновка лаконичных, строгих, разноэтажных объемов, поставленных на высокий цоколь. Эркер центрального объема был увенчан единственным декоративным элементом — металлической конструкцией, имитирующей купол. Выражением стиля модерн тут является не орнамент, а плавные изогнутые линии, вырастающие из плоскости стены, многообъемность и ритмика здания. Ресторан «Аквариум» принадлежал известным в Самаре братьям Ивановым и славился своим цыганским хором. После 1917 г. здание было национализировано. В советское время здесь располагался Театр Юного Зрителя.

9. Театр-цирк «Олимп»

Театр-цирк «Олимп»
Год постройки: 1907. Архитектор: Шаманский П.В. Адрес: Фрунзе, 141

Сейчас на месте «Олимпа» стоит Самарская филармония. В 1980-е гг. старое здание было снесено из-за аварийного состояния, вместо него выстроено новое. Автором проекта был Ю.В. Храмов. Он взял за основу внешний вид старой постройки, отодвинул ее на 15 метров от красной линии, добавил полезной площади. Оригинальное здание было декорировано элементами модерна: женскими головками, барельефами крылатых пегасов, скульптурами персонажей греческой мифологии, балконами с ажурной решеткой и гнутыми формами окон и дверей. Большая часть декоративных элементов цирка «Олимп» была скопирована Ю. Храмовым и перенесена на фасад нового здания.

10. Особняк В.М. Сурошникова

Особняк В.М. Сурошникова
Годы постройки: 1907 (?). Архитектор: Щербачев А.А. (Шехтель Ф.О.). Адрес: Толстого, 41

История постройки этого особняка окутана тайной. Его автором всегда считался А.А. Щербачев (так утверждал его друг К.П. Головкин), однако архивные изыскания искусствоведов позволяют предположить, что автором изначального проекта был прославленный московский архитектор Федор Шехтель. В архитектуре дома Сурошникова прослеживается четкое влияние строгого «северного модерна». Используется характерная для модерна разнообразная гамма отделочных материалов: натуральный камень, голубая плитка, зернистая штукатурка. Угловой балкон напоминает балкон правой башни Ярославского вокзала в Москве, спроектированного Ф.О. Шехтелем.

11. Дача К.П. Головкина

Дача К.П. Головкина
Годы постройки: 1908-1909. Архитектор: Головкин К.П., Тепфер В.В. Адрес: Советской Армии, 298

Константин Головкин был купцом, художником, археологом, меценатом, путешественником, членом городской Думы и архитектором-самоучкой. Он вместе со своим другом Валентином Тепфером спроектировал здание, которое по сей день остается самой загадочной постройкой в Самаре.Дача расположена на склоне холма. С Волги четко прослеживаются 3 объема, прорезанные узкими окнами. Перед входом в здание размещена скульптура девушки, выходящей из волжской волны, а перед фасадом — два слона, установленные на подпорной стенке из камня. Благодаря этим каменным животным за дачей Головкина закрепилось народное название «Дача со слонами».

12. Склады Н.В. Мешкова

Склады Н.В. Мешкова
Год постройки: 1909. Архитектор: неизвестен. Адрес: М.Горького, 98

Склады Мешкова являются примером производственно-складского комплекса, построенного в стиле модерн. Самара в начале ХХ в. была бурно растущим городом. Возникала потребность в хранении и сбыте большого количества строительных материалов. Именно с этой целью купец Мешков построил данный комплекс. В конструкции активно используются новейший для того времени материал — железобетон. Благодаря нему силуэт главного фасада напоминает речную волну и гармонирует с открывающимся видом на волжские просторы. К сожалению, автор проекта не известен, но точно известно, что строительством занималась петербуржская фирма «В. Ротерт и Ко», специализирующаяся на железобетонных постройках.

13. Особняк Новокрещеновой

Особняк Новокрещеновой
Год постройки: 1909. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Фрунзе, 144

Этот особняк — пример утонченного элитарного модерна. В декоре фасада преобладают цветочные мотивы — это орхидеи, которые своими длинными изогнутыми стеблями оплетают здание и, устремляясь вверх, распускаются на его карнизе. Искушенный зритель сразу отметит, что эти орхидеи очень похожи на те, что украшают гостиницу «Бристоль-Жигули». Цветы являются своеобразной «визитной карточкой» архитектора Квятковского, фамилия которого, кстати, образована от польского слова «квят» — цветок.

14. Доходный дом П.П. Головкина

Доходный дом П.П. Головкина
Год постройки: 1910. Архитектор: Головкин П.П. Адрес: Ленинградская, 22

Архитектором здания был сам хозяин дома, младший брат Константина Головкина, Петр. Он получил художественное образование в Москве. В этом строении присутствуют узнаваемые элементы стиля модерн. Это и смелая работа с орнаментом, и выбор декоративных материалов, и обилие объемов, и барельефы с женскими головками, и кованые ограждения балконов. Однако симметричный фасад здания для модерна, скорее, нетипичен. На постройку дома хозяин потратил 19 000 рублей, что по тем временам было баснословной суммой. Большая часть этих средств пошла на обустройство интерьеров. Скорее всего, часть внутренних площадей сдавалась под магазины.

15. Гостиница «Бристоль-Жигули»

Гостиница «Бристоль-Жигули»
Годы постройки: 1870-1879; Реконструкция: 1911. Архитектор: Квятковский М.И. Адрес: Куйбышева, 111

Здание в стиле классицизм с симметричным строгим фасадом было построено в 1879 г. Спустя несколько лет в нем была открыта гостиница братьев Ивановых, которая просуществовала до 1907 г. Затем дом заняла другая, еще более роскошная гостиница — «Гранд-Отель». Специально к ее открытию М.И. Квятковский провел реконструкцию постройки в стиле модерн. Архитектор обратился к идее орнаментальности, именно здесь рождается его «фирменный» цветочный декор. Орхидеи украсили не только фасад, но и интерьеры строения.

Квятковский активно работал с формой, придавая трем балконам второго этажа природный, обтекаемый вид. В годы гражданской войны здесь размешался штаб Самарской стрелковой дивизии, в Великую Отечественную — представительство Комитета национального спасения Франции.

16. Торговый дом Щетинкина П.В.

Торговый дом Щетинкина П.В.
Год постройки: 1914, реконструкция: 1932. Архитектор: Ушаков-Решетников Я.С. Адрес: Молодогвардейская, 67

В 1876 году казанский купец Павел Васильевич Щетинкин открыл филиал своего товарищества «П.В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сначала он снимал помещения в доходных домах, но в 1913 году начал строительство личного здания под торговый дом на углу улиц Соборной и Предтеченской. Строительство, которое было закончено в 1914 году, возглавил архитектор-самоучка Яков Степанович Ушаков-Решетников. В 1932 году здание было надстроено тремя этажами архитектором С.К. Ефремовым.

Здание имеет симметричную композицию с чередованием разновысотных объемов. Ритмический рисунок фасадов задан чередованием широких витрин, оконных проемов и узких проемов, покрытых плиткой «кабанчиком». Центром композиции здания является двухэтажный угловой эркер, который до реконструкции завершался шатровой кровлей.

17. Здание общественного собрания

Здание общественного собрания
Год постройки: 1914. Архитектор: Вернер Д.А. Адрес: Куйбышева, 157

В 1911 году Общественным собранием казенных служащих и общественных организаций было решено построить собственное здание с целью «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, пользой и приятностью». Здесь проводились балы, маскарады, литературные вечера, драматические представления, научные лекции, работала библиотека.

Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга. Центральное окно фасада с улицы Куйбышева украшено мужской маской, чьи волосы переходят плавными линиями на соседние окна. Над центральной входной группой располагается своеобразный по форме купол, который раньше был украшен витражом.

18. Особняк Н.С. Жоголева

Особняк Н.С. Жоголева
Годы постройки: 1910-е. Архитектор: Мошков Г.Н. Адрес: Галактионовская, 57

Единственная постройка стиля модерн в Самаре, в которой прослеживается влияние барокко. Здание кажется довольно приземистым, во многом это связано с отказом архитектора от типичных для модерна «витринных окон». Модерн тут выдает ассимитричность фасада, обилие плавных изгибов и женских головок в орнаменте. Когда-то эркер в правой части здания, образующей второй угловой фасад, был увенчан куполом, похожим на купол над входным ризалитом.

19. Кинотеатр «Фурор»

Кинотеатр «Фурор»
Годы реконструкции: 1914. Архитектор: Котов Г.И. Адрес: Садовая, 231

Здание принадлежало М.Е. Антонову, в 1914 г. он решил реконструировать его в стиле модерн. Проектом занялся москвич Григорий Ивановича Котов. Архитектор старался избегать эклектики и заимствований из прошлых стилей и попытался воплотить в своей постройке чистый модерн позднего образца. Тем не менее, здание обильно украшено лепным декором. Его визитной карточкой стал зеленый «кабанчик» — облицовочная плитка, очень популярная в самарских постройках начала ХХ в.

20. Банк Общества Взаимного кредита

Банк Общества Взаимного кредита
Годы реконструкции: 1917. Архитектор: Клейнерман З.В. Адрес: Куйбышева, 93

Бывший особняк Аржанова был специально реконструирован под банк в 1917 г. Здание является примером позднего, уходящего модерна, утратившего свои чистые формы и ищущего вдохновения в классицизме, и в то же время создающего задел для конструктивизма. Витринные окна первого этажа и скульптурная композиция над карнизом являются верной приметой модерна.

Но общая строгость и симметрия здания, характер декора в чем-то близки классицизму. В больших отштукатуренных плоскостях можно уже выявить черты «спонтанного конструктивизма» (выражение В.Г. Каркарьяна). Таким образом, эта постройка 1917 г. ознаменовывает перепутье не только в историческом развитии России, но и в ее архитектурном облике.

***

СамКульт выражает благодарность Музею Модерна за предоставленные материалы.

В материале использованы фотографии Андрея Кочеткова, Армена Арутюнова, сайта Бичурова.

pNa

4 комментария к “20 лучших зданий самарского модерна

  1. Поршу исправить фактическую историческую ошибку ( в разделе про особняк Эрна)- подписание польско советского договора не могло быть омрачено Катынским делом, так как он был подписан в 1941 году, а немцы вскрыли массовые захоронения в 1943. Договор был омрачен не этим, а тем что СССР в 1939 захватил чать территорий Польши. Факт сформулированный в советской историогафии как «присоединение западной Украины и Белоруссии»

Оставьте комментарий