11 октября исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося московского архитектора и педагога Александра Устиновича Зеленко.
Три года жизни (1897–1900) связывают зодчего с городом на Волге, здесь начался зрелый этап творчества мастера. К самарскому периоду относятся и первые работы, выполненные архитектором в стиле модерн.
По проектам Зеленко в Самаре построено как минимум пять зданий, представляющих историко-культурную ценность, а на примере их реставрации можно говорить о методах и проблемах в сфере сохранения объектов культурного наследия.
От историзма к «новому стилю»
Окончив петербургский Институт гражданских инженеров, Александр Зеленко не стал задерживаться в столицах. Сначала он отправился в Европу, где в течение года слушал лекции в венском политехническом институте. Европейские архитектурные тенденции, в частности идеи Отто Вагнера, не могли не оказать влияние на молодого зодчего, но в творчестве Зеленко «новый стиль» появился лишь спустя несколько лет.
Первые опыты архитектора связаны с историзмом. Зеленко два года работает над переработкой проекта псевдорусского храма-памятника в турецком Сан-Стефано, воплощая амбициозные идеи военного агента Российской империи в Константинополе. Затем судьба заносит его на Мальцевские стекольные заводы в Орловскую губернию и только после, в Самару. Здесь он занимает сначала должность архитектора в земской управе, а затем исполняет обязанности городского архитектора Самары.
В городе на Волге Зеленко также начинает с историзма, но, в отличие от храма в Турции, здание Самарской губернской земской управы (улица Фрунзе, 116) решено им в модернизированном псевдорусском стиле. В другой работе – реконструкции Русского торгово-промышленного банка (улица Куйбышева, 55 / Пионерская, 48) – исследователи также отмечают влияние русского стиля, однако тут зодчий скорее ориентировался на архитектуру Берлина.
Решение фасада, шатер со шпилями и слуховым окном, угловой эркер и даже маскароны в виде львиных голов – все это отсылает к зданию гостиницы «Гранд-отель» на Александерплатц в Берлине, построенному архитекторами Иоганом Маттиасом фон Холстом и Карлом Цааром в 1883-1884 годах (не сохранилось).
К первой работе Зеленко в стиле модерн, вероятно, следует отнести Торговый дом Пермяковой (улица Молодогвардейская, 70). Элементы «нового стиля» сочетаются здесь с шаблонными декоративными решениями рубежа веков. Зато собственный особняк на улице Самарской, 179, который Зеленко строит незадолго до своего отъезда в Москву, качественно отличается от всех его предыдущих работ. Произведениям Зеленко свойственна некоторая избыточность, вычурность, чего нельзя сказать о доме на Самарской, выполненном в духе франко-бельгийского модерна. Здесь зодчий вдохновлялся работами Льва Кекушева, в частности особняком Листа в Глазовском переулке. Это здание считается первой целостной постройкой в стиле модерн в Москве. Изначально Кекушев создавал его для себя, так что желание Зеленко выстроить собственный дом в том же духе вполне объяснимо. В свою очередь, дом на Самарской является одной из первых (а может, и первой) целостных построек в стиле модерн в Самаре.
Завершить собственный особняк Александр Устинович не успел, дом достраивал его самарский соратник и коллега Филарет Засухин. Зеленко же переехал в Москву, где начал работать в мастерской Федора Шехтеля. К этому периоду относится самая известная самарская постройка архитектора – особняк Курлиной на углу улиц Фрунзе и Красноармейской (1902–1903). Если в предыдущих произведениях Зеленко в той или иной степени присутствовал налет провинциальности, то здесь мы имеем дело со зрелой работой столичного уровня. На проекте особняка Курлиной сказалась и работа в мастерской Шехтеля. Объемно-пространственное решение, отдельные детали и даже декоративные мотивы в виде бабочек навеяны знаменитым особняком Рябушинского на Малой Никитской в Москве. Кроме того, в декоре фасада и интерьеров дома Курлиной использована керамическая плитка, выполненная по эскизам Михаила Врубеля, активно сотрудничавшего с Федором Шехтелем.
После отъезда из Самары Зеленко ждала головокружительная карьера. Архитектор неоднократно ездил в США, работал в Москве и Калифорнии, после 1917 года проектировал в различных концах Советского Союза, активно участвовал в обсуждении градостроительных идей соцгорода. Еще Александр Зеленко известен как педагог, основатель общества «Сеттльмент» и один из пионеров отечественной музейной педагогики.
Наследие зодчего
Практически все постройки Александра Зеленко в Самаре отреставрированы, и лишь Земская управа ожидает своей очереди (здание планировали внести в федеральную программу «Культура России»). К сожалению, качество произведенных работ далеко не на всех объектах удовлетворительное. Фасад Торгового дома Пермяковой выкрашен в ядовитые цвета, хотя специалисты утверждают, что именно так он выглядел сто лет назад. На бывшем Русском торгово-промышленном банке (ныне тубдиспансер) восстановлены утраченные шатры. При этом декора на и без того вычурном здании стало еще больше, а отсутствие авторского надзора привело к анекдотическим последствиям. В криво прилепленное слуховое окно центрального шатра виден не чердачный сумрак, а шашка кровли, то есть окно является муляжом и не исполняет своих функций. В целом сделано большое дело, но реставрация произведена грубо и с дефектами.
Об особняке Курлиной и его реставрации можно книги писать. За время ремонтных работ здание сначала горело, его заливало водой и пр. За несколько лет многострадальный памятник архитектуры все же восстановили и открыли в нем Музей Модерна, но изъяны, допущенные в процессе проектирования и самих работ, быстро дали о себе знать в виде многочисленных повреждений штукатурки, и главное – в разрушении керамических изразцов. Сейчас подрядчики устраняют по гарантии ошибки, допущенные во время реставрации, но, судя по результату, им придется это делать не один раз.
Лучшим примером восстановительных работ пока остается особняк Зеленко на Самарской, который занимает реготделение Союза журналистов. К сожалению, в советские годы были утрачены интерьеры дома и ограждение балкона. Специалисты бережно отреставрировали сохранившиеся элементы и воссоздали часть утраченных элементов.
Центр Зеленко
Педагогической деятельностью Александр Зеленко начал заниматься через несколько лет после отъезда из губернской столицы, но в Самаре решили вспомнить и об этой важной части творчества мастера. С 2014 года в Музее Модерна проводятся занятия школы эстетического развития «Сеттльмент», а в этом году проект детского музея «Зеленая школа» (Центр Зеленко) победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект будет реализован в Музее Модерна весной 2017-го. Центр Зеленко разместится в бывших конюшнях усадьбы Курлиных. Детская экспозиция опирается на идеи, описанные в работах архитектора и педагога, и посвящена изучению природы через искусство (отсюда и название «Зеленая школа»).
Армен АРУТЮНОВ
Градозащитник, редактор отдела культуры газеты «Волжская Коммуна»
Фотографии из ЖЖ автора
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» № 17 (105) за 2016 год