3-я презентация ГЦСИ. 4 февраля, начало в 19-00. Художник: Сергей Баландин.
Неутомимый пропагандист современного искусства, оригинальный лектор и куратор, фрик-нарцисс, “единственный самарский акционист”, грамотный арт-критик, ну и, конечно, скандалист. Из особо запомнившегося — выступление в поддержку Pussy Riot в голом виде на “Правом берегу”, которое страшно возмутило депутата Матвеева. Тогда дело дошло до полиции, но Сергей отделался испугом, а полицейские проявили неожиданную толерантность.
На Фабрике-кухне, скорее всего, обойдется без скандалов. Программа не предполагает. Для Самкульта Сергей ответил на несколько (не)важных вопросов и заполнил опросник Пруста. Получилось манерно.
Ты хорошо рисуешь?
Я целую лекцию составил о том, что «уметь рисовать» — понятие относительное. Умели ли рисовать Андрей Рублев или Матисс? И художники просто делятся на тех, кто рисует и тех, кто не рисует, я отношусь у тем, кто иногда рисует. А качество рисунка — это оценка общественности. Скажем, каля-маля Пикассо — это превосходный рисунок! Я свои рисунки выставляю редко и негативных отзывов о них не слышал.
В чем был смысл акции на острове?
Показать, как художественная деятельность порождает трагическую вину, то есть такую вину, которую ты сам не испытываешь, а которую навязывает тебе мир, за проявление твоей воли. Искусство не объединяет, оно, как Новый завет, приносит не мир, но меч. Быть неудобным — мое ремесло, и меня удивляют люди, которых я удивляю.
Как ты сейчас оцениваешь ее значение и всю последующую шумиху?
Это было прекрасной прививкой. Пара болезненных месяцев, чтобы доказать, что за нудизм у нас не сажают. Меня не посадили, и все это время я продолжал работать, где работал, а через полгода даже сменил место на более престижное. Глупо даже обсуждать какую-то «шумиху» спустя два года. Я просто жду, когда меня пригласят в передачу «Пусть говорят!».
Зачем тебе была нужна история с Уби? Эпатаж и эксплуатация горячей темы?
До того, как я его выставил на «Самодвижущемся», я даже не знал, что это «история». Я считал логичным на выставке, посвященной спонтанности и независимости самарского искусства показать уличную культуру тоже. И выбрал Уби, а не, например, ЧЖНС, потому что его теги более ясны, как послания. Выставка прошла замечательно и книга отзывов пестрела благодарностями, Уби там не упоминался. А уже эпатажем и горячей темой его, спустя несколько месяцев сделал Армен Арутюнов. Так что это у него надо спросить, зачем ему нужна была история с Уби, ради эпатажа или эксплуатации горячей темы…
Куда исчезло в Самаре современное искусство? Или не исчезло, что с ним вообще происходит?
Я не замечаю, что искусство исчезло, но исчезли площадки, где можно его увидеть. Я вижу молодых людей, которые хотели бы попробовать сделать что-нибудь, но у них нет ресурсов. Они не знают, для кого делать, где делать, из чего делать, не знают даже, что делать. Вы знаете, что до того, как Логутов нашел себя в видео-арте, стал звездой Самары, он лет пять шланговался у Художественного музея, я шланговался у Художественного музея, Александр Зайцев шланговался в «XI комнатах», потом я шланговался там же, каждый художник должен где-то шланговаться. Сейчас таких лабораторий нету. Не дома же им, на кухнях инсталляции валять. Художники есть, а такого места, где они могли бы свободно общаться, экспериментировать, химичить, нет. Только ради такого места я организовал «Мастерскую акционизма», чтобы хоть там люди узнали, что значит губную помаду с пола слизывать.
Сколько в Самаре людей, которым интересен местный совриск, становится ли их больше и за счет кого? Каким ты видишь будущее совриска в Самаре? С одной стороны явный откат, с другой — огромный проект Фабрики-Кухни.
Будущее совриска, как и у любого инновационного искусства, прекрасно и светло! Все, кто его ругал умрут и будут забыты, вот собственно и всё. Зрителей становится больше — однозначно. Потому что наши зрители еще только рождаются, а не умирают.
Про откаты я ничего не знаю, а Фабрика-кухня — это прекрасно! Может быть, она как раз и сможет стать тем неказенным центром, вокруг которого затолпится любопытная молодежь, которая загалдит «я тоже так могу!», а главное — «я тоже так хочу!».
Сергей Баландин отвечает на опросник Пруста.
Главная черта вашего характера? Истеричность, которую я устаю скрывать.
Качества, которые вы особенно цените в мужчинах?Я не различаю хорошие качества по полам. Честность.
Качества, которые вы особенно цените в женщинах? Честность
Что вы больше всего цените в друзьях? Желание сотрудничать, способность всегда оказаться рядом.
Ваш главный недостаток? Нетерпимость.
Ваше любимое занятие? Смотреть картинки.
Ваша мечта о счастье? Я не мечтаю о счастье.
Что было бы для вас самым большим несчастьем? Боюсь, что ничего. Я от всего получаю пользу. Не сейчас, так потом.
Каким вы мечтали бы быть? Сильным.
В какой стране вы хотели бы жить? В той, где у меня будет получаться.
Ваш любимый цвет? —
Цветок, который вы любите? —-
Ваша любимая птица? У меня проблемы с природой.
Ваш любимые писатели-прозаики? Лев Толстой, Достоевский
Ваши любимые поэты? Игорь Холин
Любимый литературный герой? Царь Эдип, в общем все те, которые совершают преступления, но потом все равно оказываются правы.
Любимые литературные героини? Катерина Кабанова, Анна Каренина.
Любимые композиторы? Шостакович, Бетховен.
Любимые художники? Тот, на работы, которого я смотрю, тот и любимый.
Любимые герои в реальной жизни? Нет любимых героев, есть интересные судьбы.
Любимая героиня в истории? —
Любимые имена? Мужские, которые чаще всего приходится называть, имена друзей, они начинают казаться твоими собственными именами.
Что вы больше всего ненавидите? Несправедливость, и желание осуждать других за то, что тебя лично не касается.
Исторические персонажи, вызывающие у вас презрение? —
Военное событие, достойное, по-вашему, наибольшего восхищения? Стояние на реке Угре.
Реформа, которую вы оцениваете особенно высоко? —
Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли.
Как вы хотели бы умереть? А кто хотел бы умереть?
Состояние духа в настоящий момент? Как флаг, приспущенное.
Проступки, вызывающие у вас наибольшее снисхождение? Если в них обнаружилась общечеловеческая слабость.