Мнения: ,

Марк Коган: Духовая музыка – это движение в звуках

19 мая 2016

IMG_4752

Марк Коган – человек очень известный в музыкальном мире, причем далеко за пределами Самары: мультиинструменталист, владеющий духовыми, струнными и ударными инструментами, много лет проработавший в симфоническом оркестре, а ныне – солист и руководитель духового оркестра и ансамбля клезмерской музыки. Недавно он был гостем «Культуры».

– Начну, как обычно при наших встречах, с обмена анекдотами: если чукча 25 лет играет на скрипке, то он просто не может не стать евреем. А вот ты, родившись в исконно еврейской семье, на скрипке не играешь…

– У моих родителей было трое детей – двое умных, а третий стал играть на тубе. Хотя скрипка в раннем детстве у меня тоже была, но этот маленький, еще детский инструмент мама разбила о мою голову, когда застала меня на черной лестнице с папиросой. Позже, записавшись в духовой оркестр, я начал играть на тубе.

– Выбрал правильно: наверное, маме и поднять-то огромную тубу было не по силам. Хотя я знаю, что после музучилища и консерватории ты владеешь тубой, струнным контрабасом, знаешь другие духовые инструменты, ударные и фортепиано да еще и имеешь специальность «руководитель духового оркестра».

– Я 25 лет играл на тубе в симфоническом оркестре Куйбышевской филармонии, в 85-м мы с коллегами организовали духовой оркестр, а в 92-м я собрал новый состав духового оркестра, который, став муниципальным, успешно работает и сегодня.

– Марк, академическая музыка – это все же солидные концертные залы, а духовая лишена помпезности: уличные празднества, парады, демонстрации, грациозные падеспани и томные танго на танцевальных вечерах и, увы, траурный Шопен в скорбные моменты жизни.

– Но похоронный марш Шопена написан совсем не для духового оркестра, и вообще духовая музыка – жанр вполне респектабельный и серьезный. По собственному опыту знаю, что духовые оркестры и сегодня часто звучат на очень солидных сценах, и первые контакты с музыкой у многих начинались именно с духовых оркестров. Я сам мальчишкой бегал за марширующими по улицам музыкантами и ходил с родителями на концерты в парк.

– Еще в 50–60-х годах бесплатные кружки духовых оркестров были во Дворце пионеров и во всех заводских клубах. Позже, к сожалению, все это исчезло.

– Интерес к духовой музыке растет. В Москве сегодня существует Государственный духовой оркестр России, много оркестров в армии, других силовых ведомствах. Немало и концертных оркестров. Скажем, духовой оркестр Олега Меньшикова работает в уникальном театрально-концертном жанре с танцами, песнями, шуточными играми и интерактивным шоу с великолепными световыми и звуковыми эффектами, а в Республике Тыва организовали даже конный духовой оркестр. Бум наблюдается во всем мире. В Японии – 12 000 духовых оркестров, на миниатюрном острове Тайвань – около 2 000, а в Латвии каждый крохотный городок имеет свой оркестр.

– Какое-то время этот музыкальный жанр был несколько на обочине, наверное, как раз из-за его мнимой простоты, доступности и вроде бы обыденности и приземленности…

– У духовой музыки, возможно, нет утонченной изысканности, глубокой содержательности и эмоциональности музыки академической, она проще по музыкальной форме, но это своеобразный и уникальный музыкальный жанр с давними традициями и имеющий большое количество любителей. Духовые оркестры обладают огромным эстетическим и воспитательным потенциалом. Они возникли как военные – а в России это случилось во времена Петра I, – и, конечно, для духового оркестра вначале ближе была маршево-вальсовая, так называемая «парковая» музыка. Поэтому у многих этот оркестр ассоциируется со звуками «Прощания славянки» и «На сопках Маньчжурии».

Но сегодня в репертуаре духовых оркестров немало шедевров академических композиторов-классиков: для них писали Берлиоз, Чайковский, Прокофьев, Мясковский, а Римский-Корсаков был дирижером и инспектором военно-духовых оркестров морского флота. И джаз зародился в начале ХХ века в синкопированных мелодиях уличных духовых оркестров Нью-Орлеана. Из собственного опыта: развитие несколько подзабытого на время жанра таит в себе еще много сюрпризов и будущих находок.

Будучи членом Международного союза руководителей духовых оркестров и ансамблей, я общаюсь с коллегами и за рубежом, и в России. В 2014-м наш оркестр побывал на великолепном международном фестивале духовой музыки в Екатеринбурге. В этом городе живет и работает мой бывший студент кларнетист Александр Павлов, ныне в звании полковника возглавляющий оркестровую службу Урало-Приволжского военного округа. Мы довольно часто выезжаем на подобные фестивали; несколько, весьма представительных по рангу участников, и сами провели в Самаре. Вот сейчас готовим III Международный фестиваль духовой музыки «На сопках Маньчжурии».

– Ну хорошо, давай теперь вернемся к твоему оркестру.

– В статусе муниципального концертного оркестра «Самара-бэнд» мы работаем с 92-го. Сегодня его численность 30 человек и оркестр имеет собственную базу с небольшим залом.

– А как обстоят дела с кадрами?

– В составе немало музыкантов, которые одновременно работают в других коллективах, и это неизбежно: квалифицированных исполнителей в городе не хватает. У нас работают музыканты с серьезным специальным образованием. Сегодня мы работаем вместе с дирижером доцентом института культуры Юрием Тазарачевым.

DSC_0948

– Я несколько раз посещал ваши летние выступления в Струковском саду и, признаюсь, был в восторге.

– Да, нужно просто видеть людей, с упоением танцующих на площадке у летнего театра. Дамы приходят как на праздник, облачившись в некогда очень модные вечерние платья и туфли-шпильки. Мужчины – в черных костюмах-тройках с галстуками-бабочками. А с каким откровенным восторгом они танцуют под музыку своей молодости: квикстеп «Рио-Рита», танго «Брызги шампанского» или восхитительный вальс «Амурские волны»! А во взглядах подростков, наблюдающих за этим праздником возрожденной молодости, – уважение, удивление и нескрываемый восторг.

– Но ведь программы оркестра очень разные?

– Конечно. Вот только что у нас было много работы по случаю празднования Дня Победы. С нами работали ведущие вокалисты Самары. Специальные программы делаются к другим праздникам, самарским юбилеям. Стараемся привлечь внимание к действительно замечательной духовой музыке, увеличить число ее любителей. Нередко обращаемся и к наследию великих композиторов-классиков. А были выступления, в которых звучали версии классики рок-музыки, включая хиты Beatles, Queen или даже Dschinghis Khan.

К футбольному чемпионату готовим грандиозную программу с участием оркестра барабанщиков из 80 человек и еще одну программу – с участием гостя, рок-гитариста Вахтанга Торелли, а также с разножанровой певицей, нашей землячкой Аллой Рид, ныне успешно работающей в Москве.

Есть очень точное и образное выражение: архитектура – это застывшая музыка. Но если зайти с другого конца, то музыка – это движение, развитие в звучании, причем звучании очень богатом в своем разнообразии. И духовая музыка – яркий тому пример.

Игорь Вощинин

Фото из архива автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 (97) за 2016 год

  • 21
    Поделились

Оставьте комментарий