Мнения: , ,

Куда двинет «Оглобля»

5 июня 2016

5-2_Оглобля

Чуть больше года в Тольяттинском краеведческом музее существует философское кафе «ОГЛОБЛЯ», организованное энтузиастами-музейщиками. Пройден первый этап жизни, образовался костяк участников, готовых слушать, говорить, обсуждать и предлагать темы. Во что же запрягается «Оглобля»?

Ни для кого не секрет, что в общественном обиходе наблюдается все больше новых форм, помогающих людям обсуждать важнейшие проблемы социума: коворкинг-центры, антикафе.

Организатор «Оглобли» – заведующая экспозиционным отделом музея Ольга Бочкарева – утверждает, что изначально в создание кафе вкладывалась идея публичных лекций. В Москве и Петербурге этот формат сейчас очень популярен: на «Винзаводе», например, расписание с темами лекций об искусстве составлено на год вперед, за интересными спикерами гоняются, их переманивают из официальных лекториев, билеты разлетаются в режиме онлайн. Лекция, прежде всего, позволяет от специалистов услышать четко сформулированные ответы на актуальные вопросы, из первых уст, и создает насыщенное информационное поле, позволяющее быстро расширить кругозор (при экономии времени), дать общее понимание темы без искажения и субъективизма, которыми порой страдают интернет-ресурсы.

Тольяттинская «Оглобля»» относит себя к Le café philosophique, о чем свидетельствует элегантный логотип на странице группы «ВКонтакте». А это уже «форма организации философского диалога, в которой стерта грань между семинаром и кофе-брейком».

Непосредственными предшественниками философских кафе считаются литературные салоны. На формирование философских кафе повлиял телевизионный жанр ток-шоу, где участники разделены на три категории: ведущий, докладчик и слушатели. В новейшей истории традиции cafe-filo, по мнению экспертов, начинаются с «Кафе маяков» на площади Бастилии в Париже.

В России философское кафе впервые «засветилось» в Петербурге на улице Пушкина, 10. Сейчас подобные форматы зарегистрированы в Ростове-на-Дону, Омске, Томске, на филфаке МГУ. По сути, это уже не совсем лекторий, а жанр, напоминающий коллективное интервьюирование приглашенного спикера. В Тольятти ориентировались на литературные кафе 1920-х по типу «Бродячей собаки». Куражное и немного провокационное название «Оглобля» легко вписалось в эту концепцию.

***

Музейщики задумали формат, который был бы интересен им самим со товарищи. Заботливо формируя тематическое пространство, они выразили смысл кафе в многообещающем и задорном слогане: «Раздаем знания всем желающим в личном общении». Личное общение – это вход 50 рублей с неограниченным предоставлением чая-кофе с «печеньками» в интерьерах музея. По времени ограничений также нет: можно присоединиться в середине разговора и уйти, когда удобно. Демократично, доступно и ненавязчиво.

Татьяна Бочкарева подчеркивает, что термин «философское» в применении к их детищу толкуется не в классическом, а в бытовом понимании: здесь говорят и о науке, и о жизни, попутно затрагивая немало разных вопросов.

По задумке заседание открывается модератором, представляющим тему и докладчика. Сообщение длится примерно 15-20 минут – это речь автора, предлагающего на суд публики ряд тезисов. По ходу изложения можно задавать вопросы докладчику, корректно и кратко. В идеале это вопросы уточняющего характера, не содержащие полемики или угроз авторской концепции. Затем идет коллективное обсуждение с привлечением приготовленных заранее аргументов – материалов из книг, архивов, цитат, авторитетных высказываний. В конце – резюме всему сказанному.

Часто случается и недосказанность – из-за отсутствия времени. Тогда разговор переносится в виртуальное пространство – на страничку в «ВКонтакте». Как высказалась одна из посетительниц кафе, все это и есть беседа в высоком, истинном и философском понимании слова. Даже если участие спикера отменилось, тема, «подогреваемая» модератором заранее, готова к употреблению…

Завсегдатаи «Оглобли» – педагоги тольяттинских школ, вузов, студенты и старшеклассники. Последние в дискуссиях почти не участвуют: пока впитывают информацию, а если и шушукаются, то только по теме.

Из заседаний самым ярким было то, что прошло в декабре и было посвящено «Семиотике праздника». Само понятие праздника претерпело трансформацию, ожидание события важнее него самого, а лучший праздник тот, «что всегда с тобой», – такие выводы сделали присутствовавшие.

Интересным было и обсуждение темы исторической памяти. Сотрудники музея для себя отметили, что, рассматривая образы национальных героев, участники совершенно забыли про местных персон: в круг знаменитых не вошел даже Василий Никитич Татищев.

2016 год проходит под знаком сложной, но всеобъемлющей и актуальной темы «Власть и общество». В мае под пристальным вниманием оказалась «Дача – экономика благополучия», с июня по август будет рассматриваться «Кино на службе…». В сентябре наиболее важной станет тема экологии, а три последних месяца будут посвящены действительно глобальным проблемам: «Реформы» (в преддверии 100-летия Великой Октябрьской революции) и «Сила личности». Подведет итог тема «Конфликт или взаимодействие?».

***

Ну и, наконец, о самом главном – о названии, неожиданно всплывшем во время мозгового штурма, который устроила инициативная группа. В русском языке слово «оглобля» означает часть лошадиной упряжи, жестко закрепляющей животное между двух деревянных элементов.

Музейщики решились: оглобля будет именно одна, никто никого не ограничивает. Кому-то послышался актуальный смысл слова из спрессованного словосочетания «о глобальном» (размах тем для обсуждений и правда впечатляет). И, конечно, в автомобильной столице не обойтись без транспортного средства, которое есть буквально «наше все»: вся история города вокруг него!

Так что «Оглобля» в местном музее – это ставропольское уездное прошлое, и постиндустриальное тольяттинское настоящее, и неведомое будущее… В которое мы должны направить эту самую «оглоблю». Чтобы вывезла. Наверняка. На правильную стезю. Почему нет?

«Если оглобля – устройство, позволяющее лучше двигать телегу, то мы и есть… оно, – задумалась куратор «Оглобли» Ольга Бочкарева в конце нашей беседы. – Стараемся двигаться вперед, насколько это нам по силам. И двигать вперед других. Для музея очень важно ощущать себя неким социальным или научным центром, открытым для всех. Надеюсь, наша «Оглобля» и музей продвинет, и город немного всколыхнет».

Анна Лукьянчикова

Музыкальный критик (Тольятти).

Фото предоставлено сотрудниками Тольяттинского краеведческого музея

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий