Приношение в честь Аллы Шелест

 7-1_pahita

За последнее время не раз приходилось слышать, что балет – неактуальное для современности искусство. Согласиться с подобным мнением трудно, особенно человеку, чья жизнь постоянно связана с балетом. Но раз мнение есть, значит, существует для него и основание.

Оставив в стороне подобные философские размышления, скажем другое: такие классические виды искусства, как опера и балет, всегда должны оставаться за пределами подобных мнений, ибо они формируют культуру человека. Что касается актуальности балета, то, бывая на разных танцевальных фестивалях и конкурсах по стране, уже давно убедился, что именно балет объединяет людей и делает их жизнь значительнее и интереснее.

Одним из особых, со своей историей и традициями фестивалей является ФЕСТИВАЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ АЛЛЫ ШЕЛЕСТ. Он традиционно проходит в разгар осени в Самаре в стенах академического театра оперы и балета. В этом году состоялось его открытие уже в шестнадцатый раз. В чем особенность данного культурного события? Своим существованием оно обязано деятельности выдающейся русской балерины Аллы Яковлевны Шелест. Именно ее высокое отношение к искусству каждый раз становится ориентиром для выбора приглашенных солистов, именно она и лучшие традиции петербургского балета всегда в центре внимания самарского фестиваля.

На этот раз открытие шелестовского фестиваля прошло на особом подъеме. В первом действии зрителям представили Grand pas из балета «Пахита» (балетмейстер-постановщик Кирилл Шморгонер), в котором уже по сюжету содержалось праздничное приподнятое настроение (в балете это свадебное действие). Прекрасное звучание оркестра (дирижер Александр Шамеев), красочные, с особым вкусом созданные декорации и костюмы (художник Елена Соловьева) – все это способствовало созданию атмосферы подлинного танцевального торжества.

Grand pas из «Пахиты» – это сольный, демонстрирующий артистизм и технические возможности хореографический номер. В нем заняты солисты нескольких категорий (от ведущих солистов до корифеев), каждый из которых является частью уникального архитектурного ансамбля. Здесь всех видно и невозможно «скомкать» ни одного па.

Артисты, выходя на сцену, демонстрируют высокий стиль и утверждают значимость балета как чистого по форме искусства.

Из исполнителей трудно выделить кого-то особенно, поскольку каждый справился со своей задачей и выглядел, в меру своих данных, весьма достойно. Ведущие солисты Екатерина Первушина и Виктор Мулыгин продемонстрировали и техническое мастерство, и подлинный артистизм. Им под стать оказались солисты pas de trois Сергей Гаген, Диана Гимадеева, Марина Накадзима. Внимательные к стилю, аккуратные в каждом движении, они уверенно завоевали расположение зрителей. В шестерке солистов заметным стало выступление Вероники Земляковой и Анастасии Тетченко.

***

Во втором действии, с любовью скроенном из отдельных номеров и балетных фрагментов, можно было увидеть как лучших солистов самарского театра, так и приглашенных звезд балета из ведущих театров России.

7-1_minkus_don-kihot

В драматическом дуэте из балета К. Молчанова «Макбет» (хореограф Владимир Васильев) показались солисты Большого театра Юлия Степанова и Денис Родькин. Оба артиста, выделяясь превосходными профессиональными данными, показались ровно, но особо не углубились в образное содержание номера, в хореографии которого явно прочитывались трагедия и страстное чувство. На долю этих же солистов выпало и завершить гала-концерт «Дон Кихотом» (grand pas), где обаятельный и выразительный Родькин подавил своей харизмой балерину, пытавшуюся сделать заявку на темпераментный танец.

С первым же появлением на сцене Евгении Образцовой и Семена Чудина в рахманиновской «Сонате» (хореограф Уве Шольц) зрительный зал замер. Артисты как будто загипнотизировали публику своей музыкальностью и волнующим, затаенным лирическим танцем. Трудно описать их почти совершенное исполнение.

7-1_rahmaninov-sonata

Одно точно можно сказать, что такое мастерство достигается большим трудом, и не только физическим, но и духовной работой над собой. По отдельности Образцова и Чудин показались не менее интересно. Танцовщица представила свою интерпретацию «Русской» Касьяна Голейзовского, а Чудин, получивший эксклюзивные права, показался в пленительном монологе Ленского из балета «Онегин» Джона Кранко. Образ пушкинского героя получился у Семена живым и необыкновенно выразительным. В танце солиста словно виделась возвышенная и поэтичная душа молодого человека.

Заметным стало двойное выступление гостей из Пермского театра оперы и балета Инны Билаш и Никиты Четверикова. Они показали два различных по стилю номера. Первый – Pas de deux из балета «Пери» Ф. Бургмюллера (хореография В. Тимофеева) – увлек изысканностью и гармоничностью классического танца, второй – «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса (хореограф Алексей Мирошниченко) – обратил внимание на пластику конструктивистских линий.

Неизменный фаворит всех самарских балетных гала – Pas de deux на музыку Дж. Верди (хореограф К. Шморгонер). Этот номер, который исполнили в концерте Екатерина Первушина и Нурлан Кинербаев, благодаря музыке и талантливой хореографии можно смотреть бесконечно. Шморгонеру удалось создать настоящий классический шедевр, в котором есть и темперамент, и юмор, и бесконечный полет фантазии.

В дуэте «Размышление» на музыку П. Чайковского (хореограф К. Шморгонер) большее внимание привлекла Вероника Землякова, нежели ее партнер Кирилл Софронов. Балерина за последнее время значительно выросла в профессиональном смысле. Ее руки, ноги, да и все тело словно прекрасно настроенный инструмент, звуки которого доставляют подлинное эстетическое наслаждение.

***

Организация шелестовского фестиваля в Самаре – большое и благородное дело. Его устроители (Самарский театр оперы и балета и автор проекта Светлана Хумарьян) постарались изрядно и явили настоящий праздник танца. Очевидно, что зрители ожидали и приняли этот праздник с открытыми сердцами!

Роман ВОЛОДЧЕНКОВ

Балетный критик, кандидат искусствоведения, артист Кремлевского балета.

Фото Александра УРМАНОВА и Антона СЕНЬКО

 Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 18 (106) за 2016 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *