События:

Великий обман рок-н-ролла

23 января 2017

Можно уверенно сказать, что ядро самарского ветеранского рок-движения выплавилось и даже слегка закалилось. Спасибо Косте Туманову. Это очень добрый человек. Был, есть и будет. И я уверен, что это не последнее его доброе дело для нас. Из тех, что явно наметились — первое — возвращение к музыкальному наследию группы «Руки». Печально, что только так руки доходят, но это единственная общая реальность, которая нам дана.

21 января состоялся лучший ветеранский рок-концерт за многие-многие годы. Прежде всего, потому что были только свои. Как счастливо заявила мне Лена Павлова: «я знакома с 99% людей» А к вечеру этот процент уверенно перешел за сто. Если возрожденный «Самый Плохой» еще требовал соответствия разным возрастным запросам, и эти требования были сродни попытке усидеть на трех стульях, то здесь никаких реверансов. Это поминки, ребята, только для своих. Были, куда без них, просто люди пришедшие в бар Houston, завсегдатаи, но это другая история. А так — монолитная тусовка, сильно поредевшая за последние годы, но встречавшаяся тем же составом еще, скажем, в 1992 году. На стенку все время проецировали, из этого самого 92 года, видео группы «Руки». Много кудрявого Кости и лысого Андрея. Закрываешь глаза и вспоминаешь кухни. В Овраге, в съемной квартире на Молодогвардейской, коммуналки, крохотные квартиры в давно снесенных домах и весь этот рок-н-ролл 90-х.

21 января стало ясно во что он отлился в 2017. В сплав из нойза, блюза, мотора вихря и какого-то неожиданно мощного агутин-панка от «Гавроша». Это и были мои четыре момента истины в этот вечер. Я, увы, слышал не все, пришел не сначала (нежели есть кто-то приходящий на рок-концерт к началу?!), но уверен, что если бы Фурман остался до конца, ему бы захотелось в какой-то момент возобновить «Бирмингемскую Собачью Выставку». Чтобы вспомнить и про Дёника. Закрываешь глаза, и видишь лица, которых уже не разглядишь в этой толпе, не столкнешься своим лицом к этому лицу в дверях гримерки. Очень сильно под это настроение попал MAD. С историей, которую рассказал Володя Кострюков про то, как они стояли на пляже ночью, а Костя показал на три факела, горящих над Новокуйбышевском и спросил: знаешь что это? Попутный газ сжигают — ответил Володя. Да, сказал Костя, правильно, но еще это — альтернативное солнце. Сейчас вот ночь, а оно нам светит… Потом на сцену вышли Олег Садовников и Александр Родин, игравшие в «Руках», исполнили про то, как «Тросиком Двигатель Вихрь». Эффект отсутствия и странно взрослая музыка, с патриотическим волжским текстом и безнадежным финальным соло кларнета. Для меня это был первый момент высочайшего уровня совпадения времени, места, действия и действующих лиц. Гармония и музыка сфер. Потому что иные уже в этих сферах.

+ Приятно сознавать, что самарский рок может иметь высший смысл.

Второй момент был почти бесконечным и очень громким. Настолько, что шум накрывал волной, в которой хотелось плыть. Это «Полимеры». Группа, играющая заведомо непопулярную музыку — shoegaze. Играющая на самом европейском уровне. Понимаю, что звучит как набор букв, но на уровне slowdive и My Bloody Valentine. Я обожаю такую шумную музыку, любил ее всегда и даже мечтать не мог, что в Самаре появится группа такого уровня. Спасибо Вадиму «Джою» Быстрову! Гитары ревели так, что звук казался ощутимым не только слухом, но и всеми органами чувств. Такое мало кому нравится, но я уверен, что «Полимеры» не ограничатся полумерами и дойдут до главных сцен европейских фестивалей. Это в баре Houston они выглядели не от мира сего, а вот на Primavera Sound или в Glastonbury их бы приняли, как родных. И примут!

Третьим кайфовым моментом была песня нобелевского лауреата Боба Дилана All Along the Watchtower, которой открыли свое выступление White Crow. Это самая энергичная и четкая версия этой песни, да простит меня Джими Хендрикс. Не просто кавер-банда, а группа виртуозных музыкантов вдыхает мощную энергетику и новую жизнь в хиты, которые навязли на ушах. И, конечно, при этой бешеной энергии и нереальном уровне мастерства, вишенкой на торте был пижонский шик, который показал Олег Воронцов, в стиле стадионного рока 80-х. «Спустившись в зал» и «давая поиграть на басу» зрителям, в общем, показал весь набор трюков, чтобы увидели все наяву — рок-н-ролл это шутовство и дьявольское мастерство.

А потом был «Гаврош». Да такой, какого не было и не надеялся никто, что может такой быть. Впервые играли в акустике. И зазвучали так, как не звучали никогда. Группе удалось найти (не выпадая из эпохи!) совершенно аутентичное и очень «вкусное» звучание. Две акустические гитары звучат так, как будто в одном шейкере взболтали старые баллады Стинга, Джипси Кингс и, может, добавили чуток Сантаны и Пола Саймона. Ну и, конечно, что-то из фильмов Родригеса, где стволы в гитарных футлярах. Прибавим к этому очень четкие ударные — маракасы-кастаньеты, и Эдика, который много пел и мало актерствовал. В результате «Гаврош» звучал, как группа, играющая свои великие хиты на MTV Unplugged. Тексты в таком сопровождении зазвучали яснее и заработали лучше, вокал выделился и стало понятно, что это очень хорошие, злые и нестарые песни, которые с успехом могут звучать и на «Нашем Радио», и на «Шансоне», и на Грушинской поляне, и на MTV. При этом, звучать без скидок, свежо и «фирмово».

Хотелось подпевать. И была мысль, что Косте бы наверняка понравилось. Рок-музыка для тех, кому за 40 в нашем городе наконец обрела свое качество. Будем надеяться, что и место тоже. Есть, конечно, опасение, что подобные мощные сборы возможны только по грустным поводам и проводам. Но можно ведь и тех, кто ушел давно снова помянуть. Чтобы собрались свои и был резон превзойти самого себя 25 лет назад. Да, это самообман, потому что вокруг 2017, все работают и делают дела, коммунальные кухни остались в прошлом, но в этом и состоит величие рок-н-ролльного обмана. Он работает. До конца песни, до конца сказки…

Aviasales

  • 76
    Shares

1 комментарий к “Великий обман рок-н-ролла

  1. Блин, как вкусно написано! Я тоже помню «Самый плохой» в КуИСИ, и «Гаврош» с Эдиком, и всякое другое, может, не имеющее отношение к этой статье, но такое яркое, молодое, пьяное, рок-н-ролльное, далёкое и тёплое…Спасибо за взбудораженные воспоминания студенческой молодости на АФ!!!

Оставьте комментарий