События: ,

Волшебное таинственное путешествие

7 мая 2017

Это не рецензия на спектакль «Театр теней Офелии». Я написал репортаж о своей первой поездке в Новокуйбышевск, в театр «Грань». Каждый культурный самарец, раньше или позже, совершит такую поездку. Хотя бы для того, чтоб подтвердить свою самарскую культурность.

А еще — это самый доступный способ совершить волшебное таинственное путешествие. Самое волшебное и таинственное из всех (не)возможных — в нем даже будет Алиса, но обо всем по порядку.

Квест

Жители называют свой город Энск, Куба, и даже Спрингфилд (потому что один кинотеатр и один торговый центр, как в «Симпсонах»). И театр, настоящий, тоже один, но такой, что Гомеру и Барту не снился ни разу за все сезоны. В этот театр невозможно попасть, его спектакли гремят на всю страну, и зная о нем, по статьям и репортажам, вы не знаете о нем ничего, пока не увидите воочию. Тут есть тонкая грань, извините, за каламбур, которая архаику, нелепость и провинциальность превращает в нечто важное и даже необратимое для атмосферы. Например, в театр нельзя просто купить билет. За много дней, по звонку специальному администратору, который, нет, не дерет втридорога, но перезванивает сам, если билеты появляются. Администратор — женщина, но строг. Поэтому сложно даже предположить по какому принципу выбираются счастливцы для обилечивания. Купить билет и не прийти — невозможно, это вечный бан от театра! Билет при этом стоит 300 рублей. Как в кино.

В Энск по Самарскому шоссе

Благодаря невероятным способностям одного ресторанного критика, мы едем на премьеру «Театра теней Офелии». Художник по костюмам, но, конечно, весь театр, только что взяли «Золотую маску» и по дороге мы обсуждаем — заслуженно ли (да!) и не испортит ли (нет!) Рестораторы и критики для театрального настроения прикладываются к фляжке. Надеюсь, никто не осудит эстетов? Я с флегматичным Сашей Р. обсуждаю последний сольник Рэя Дэвиса из Kinks и разговор неминуемо сползает на то, как много в мире музыкантов недооцененных — например, Джек Брюс. И как много — оцененных неверно. Например, Элтон Джон. За окнами нефтеперерабатывающий завод во всей красе, как Бармаглот хайтек эпохи. Выясняется, что в соседнем городе, до которого 30 минут на машине, мы все бываем гораздо реже, чем за границей. А некоторые не были здесь со времен СССР.

Куба далеко — Куба рядом!

Со времен СССР на центральной площади города мало что изменилось. Много ли вы были в Новокуйбышевске? Да еще и не по делам, а в театре? Думаю, ни разу. Нам очень повезло и премьера пришлась на один из первых, по настоящему солнечных дней. Площадь и ДК просто сияли на солнце. Шумные дети у подножия высокого памятника Ленину, и наша компания, пристроившаяся в тени могучей колоннады, с шоколадками и фляжками коньяку. Окружающая действительность была привычна и фантастична одновременно. Вроде бы, за реальность происходящего говорили вывески франшизных пиццерий (найди свою франшизу тут http://franchiseme.ru ), иномарки и яркой расцветки одежда, но дома вокруг, сам Дворец Культуры, монументальность площади явно принадлежат другой эпохе. И эта эпоха здесь живет и правит, видоизменяясь, но сохраняясь, допуская лишь небольшое внешнее украшение. Город нефтяников и газовиков. Великих. Здесь родился и взялся за гитару Аветисян, здесь вырос Михельсон. И по числу долларовых миллиардеров на одного жителя, этот «советский» городок заткнет за пояс большинство мировых столиц. К театру и нашей поездке это имеет ровно то отношение, что не надо представлять «Грань» проектом самарским, но выращенным «немного сбоку». В этом городе своя мощная энергетика. И если она помогла еврейскому мальчику стать богатейшим россиянином, то почему бы ей не помочь настоящему театру стать театром знаменитым?

Театр во Дворце

Театр «Грань» очень компактный, просто удивительно маленький. Он занимает лишь небольшую часть настоящего советского дворца нефтянников — одно крыло на одном этаже. Со времен соцреализма здание неплохо сохранилось, и несмотря на колонны, оклеенные банерами с ретро-видами завода и странное вплетение в интерьер рериховской символики… Хотя, почему несмотря?! Как раз-таки именно эти странные вторжения и смешения эпох и стилей делают Дворец совершенно фантастичным, существующим в нескольких культурных и смысловых пространствах одновременно. Это и есть наша кроличья нора, а вот и сам Белый Кролик — Денис Бокурадзе. Для человека, про которого восторженно пишут… да, все про него восторженно пишут! Для руководителя театра только что выигравшего национальную премию, он выглядит слишком скромно и даже смущенно. Публика прибывшая, в основном из Самары, толпится в фойе. Главный редактор областной газеты, директор серьезной турфирмы, единственный в городе ресторанный критик. И все послушно стоят и ждут, когда же откроются двери.

Волшебство всюду

У театра очень небольшой зал. Ты как будто попадаешь внутрь волшебной шкатулки, сундука с удивительными историями. Атмосфера волшебства и сказки. Откуда она может взяться? Это сложнейший процесс, в котором тысячи компонентов, но именно волшебство театра, которое здесь живет, позволяет Денису и его труппе раз за разом, находить и объединять самых талантливых, в самых разных областях, и, раз за разом получать всегда разный, но прекрасный результат. Боюсь показаться категоричным, но ни в одном нашем театре это волшебство не ощущается так сильно. Спектакль про «Театр теней Офелии» — это само по себе волшебство. Полторы страницы текста — забытая сказка немецкого послевоенного писателя, переведенная в начале 90-х в журнале «Пионер», и даже вступление переводчика Коваля взяли в пьесу. Что можно из этого сделать? В театре «Грань» сделали шедевр. Но для этого им понадобилась волшебница.

Алиса

Алиса Якиманская — была эльфийской девушкой, стала настоящей могущественной волшебницей. В «Театре теней Офелии» она создала весь мир — удивительные куклы, настоящий сказочный город и бредущие по нему жители созданы ей. В этом спектакле очень мало актеров-людей, но зато много кукол, оживающих картин, призрачных теней. Все это придумано, нарисовано, выцарапано Алисой  вместе с командой театра. Это самое сильное впечатление от спектакля — ты, как будто в 17 веке.

Нет электроники — только механика, нет тиражирования и голубых экранов — только уникальные вещи, только живая картинка. И это пробирает, продирает, выглядит живее и убедительней любых спецэффектов и 3D. Тени двигают актеры, спрятавшиеся за декорациями, все настоящее и даже проекции делаются не современными цифровыми методами, а вполне аналогово — лампа светит сквозь стеклянный столик на котором актеры двигают фигурки вырезанные из кальки. Я давно не видел ничего красивее! И еще — это мастерство. Позволю отступление. Именно за мастерство — craft и волшебство, соединенные вместе, и дали «Золотую Маску» театру «Грань». Всего восемь человек, на сцене и столько же рядом, которые и есть театр и делают в нем всё. И всё — по-настоящему.

Офелия

Спектакль посвящен памяти Эльвиры Дульщиковой, которая и создала театр «Грань» в 1970 году. Это история про нее. Про тени, которые живут вокруг нас и которые можно спасти, просто выпустив их на сцену. Эльвира Дульщикова и есть Офелия. И даже кукла, сделанная Алисой похожа. 47 лет понадобилось, чтобы сказка стала былью. Офелия уже не увидит как ее театр теней превратился в театр света. Но когда такие чудеса происходят. Особенно, когда они происходят в таких странных местах, как Новокуйбышевск, начинаешь по настоящему верить в волшебство. Оно здесь, совсем рядом.

PS: И только зуд сотовых телефонов во время спектакля убивает сказку. Это очень досадно и глупо. А ведь Белый Кролик предупреждал. Выключайте телефоны, господа, пока они не выключили вас!


«Театр теней Офелии»

Михаэль Энде

Авторы спектакля — Денис Бокурадзе, Артем Филипповский
Сценография, костюмы, куклы, тени — Алиса Якиманская (г. Самара)
Художник по свету — заслуженный работник культуры РФ
Евгений Ганзбург (г. Санкт-Петербург)
Композитор — Арсений Плаксин (г. Самара)
В спектакле заняты — Любовь Тювилина, Василий Яров
Помощники по чудесам — Даниил Богомолов, Александра Божнева,
Мария Гусельникова, Екатерина Кажаева, Кирилл Стерликов, Сергей Поздняков.
Премьера — 24 апреля 2017 г.

В спектакле звучит стихотворение Давида Самойлова «Подставь ладонь под снегопад…»

pNa

3 комментария к “Волшебное таинственное путешествие

  1. Спасибо Вам огромное за прекрасное путешествие! !!
    А я действительно предупреждаю всех.!! и так легко все разрушить !!!
    Спасибо Вам большое, что еще раз это проговорили!!
    С Уважением ДБ

  2. очень жаль, что у публики хватает связей, чтобы достать билет, но не хватает воспитания, чтобы выключить телефон…

Оставьте комментарий