События: , ,

Откуда и куда идет земля русская?

24 декабря 2018

Тольяттинский театр кукол отметил 45-летие не только торжественным вечером с традиционными поздравлениями, подарками от власть предержащих, коллег и поклонников, но и, пожалуй, самой необычной премьерой в своей истории.

В юбилее театра приняли участие специалист кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Алексей Гончаренко, председатель Самарского отделения СТД Владимир Гальченко, президент международного фестиваля Кукаrt Давид Бурман, директора и главные режиссеры театров кукол из Москвы, Владимира, Актобе, Набережных Челнов, Ульяновска, Ижевска, Йошкар-Олы, Самары, Жигулевска, Озерска.

Закулисное двухдневное общение коллег вылилось в своеобразную творческую лабораторию, кульминацией которой стал премьерный показ спектакля «Повесть временных лет». Главный режиссер Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих, создавая свой, музыкально-сказочный, интуитивно-образный театр, бесстрашно пускает на свою территорию не просто очередного приглашенного режиссера, а мастера крупного художественного образа – да еще и с проектом, рассчитанным на зрителя с большим сердцем, открытой душой и интеллектом.

Заявив премьеру с возрастным ограничением «16+» в жанре «современная трактовка летописи», театр сознательно ушел от культпросветработы, от иллюстрации текста в пространство символов, метафор и образов, где нет места куклам в их привычном понимании. Собственно, перед нами и не традиционный театр кукол. Вокруг нас, в нас самих – яркая, масштабная, непредсказуемая магия театра, не скованная ни жанровыми, ни технологическими рамками.

В подробностях древнерусский летописный свод начала XII века современной публике практически не знаком, и потому выраженная в транскрипции постановочной группы история созидания и распыления, собирания и укрепления русского народа с библейских времен и до 1117 года воспринимается зрительным залом едва ли не с чистого листа.

Русский народ, существующий в образно-метафорической системе координат Александра Янушкевича, рассматривается не с высоты современного будущего и не изнутри, а в своеобразном он-лайне, в братском славянском единении. Не потому ли столь образно, совершенно не по-церковному звучат летописные строки Нестора (Александр Свиридов)? Не потому ли Волхв (Олег Лактионов) перевоплощается и в пахана преступной бригады с битами в руках, и тут же – в чудаковато-неадекватного ведущего связующих время и пространство телевизионных новостей?

На наших глазах из невзрачных чурочек и полешек возникают схожие с кеглями контуры людей, мужичков и баб, прилепляющихся друг к другу, складывающихся по трое-четверо в семьи. Формируется русский народ, объединяется в единую массу, то непрочную, то безликую, то расшатанную, то монолитную, мощную, как крепостная стена. Этот народ способен в щепки порушить не только все вокруг себя, но и себя самого в эти же щепки покрошить! Черная вдова (Наталья Савина), Инок (Александр Кочудаев), Блаженная (Марина Гамзина), Очевидец (Дмитрий Герасименко) боготворят и проклинают своего кумира, лидера, вождя, тирана, говорящего поначалу с народом на чужом языке и лишь по прошествии чуда очищения, любви телесной, страстной обретающего с народом общий язык, общую кровь, общую жизнь.

Пришествие Рюрика, подавление новгородской смуты, князь Игорь и княгиня Ольга, поход князя Олега на Византию – калейдоскоп страшных, загадочных событий с каждой минутой набирает силу. Смерть князя Олега от укуса змеи, чье огромное черное тело, раскатываясь и расчленяясь на автомобильные шины, летит в первый ряд зрительного зала словно намек не на киевский Майдан, а глубже – на то, что все мы сегодня инфицированы ядом предательства исторической памяти.

И тут же – будущий князь, совсем еще мальчик, дитя наивное, неразумное, восторженно играет человеческими судьбами и, получив в руки пилу, задыхаясь от слез, пилит головы милым своему сердцу чурочкам-человечкам, утешаясь сладенькой конфеткой. Жестокость того, казалось бы, архидалекого времени ничем не отличается от помноженной на цинизм жестокости наших дней.

В этой «Повести временных лет» не так много слов. Здесь царствуют образы, эмоции, действия. Здесь сила предсказания и прорицания соразмерна масштабу поступков и событий – что в так называемом «прошлом», что в так называемом «настоящем».

Мы привыкли думать, что время рано или поздно все расставит по местам. А между тем, ход событий в этом самом времени – вчера, сегодня, завтра – определяет человек, большой или маленький, сильный физически или духовно, каждый из нас.

Тольяттинский театр кукол

Повесть временных лет

Драматург – Галина Пьянова

Режиссер-постановщик – лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат Национальной премии Республики Беларусь Александр Янушкевич

Художник-постановщик – лауреат Национальной премии «Золотая Маска» Антон Болкунов

Костюмы, куклы и декорации – Наталья Михайлова, Ольга Кончатная, Владимир Ганжа, Елена Новожилова, Вера Кудряшова, Алексей Кондратьев

Александр ИГНАШОВ
Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, «Золотое перо губернии»

Фото сцен из спектакля предоставлены Тольяттинским театром кукол

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

Оставьте комментарий