Мнения: ,

История приручения

24 декабря 2018

В галерее «Виктория» открылась выставка «Приручая пустоту. 50 лет современному искусству Урала».

После локального «Безумия Волги» и молодых британских художников «Виктория» показала самарской публике искусство крупнейшего российского региона, который географически находится дальше от столиц и Европы, чем родной.

В 2017 году культурный центр «Гараж» проводил триеннале, где собрал художников почти из всех регионов. С этого момента в столичной арт-среде даже появилось ироничное понятие — регионофилия. География современного искусства расширяется. Несмотря на безграничность и доступность информации, традиционная для русской культуры и экономики бинарная оппозиция столица/провинция остается живучей. Чтобы полноценно состояться, надо быть признанным в столице, — этот императив продолжает влиять на арт-систему. Кстати, выставка «Приручая пустоту» уже проходила в Москве. Многие региональные выставки будто доказывают, что современное искусство может функционировать не в столицах. Само название — «Приручая пустоту» — парадоксально подтверждает это.

С точки зрения архивации и открытий, выставка об истории уральского искусства второй половины ХХ и начала ХХI века выдает нам богатейший материал, который может иметь исторический и даже этнографический интерес. Чего только стоит потрясающая в своей серьезности работа Николая Федореева «Коммунист Б. Н. Ельцин» (1988). У кого вообще сегодня первый президент России ассоциируется с коммунизмом? Внушительно выглядит и разнообразие медиумов, с которыми работают уральские художники: живопись, книги, деревянные доски, объекты, инсталляции, фотографии, перформансы, скульптуры…

Какие контексты вскрывает эта выставка? Что она добавляет в представление о современном искусстве? Если это кураторское высказывание, а не только ретроспекция, то какие послания и нарративы она несет? Искусство до сих пор интересно хотя бы по причине того, что оно все еще живет в большой истории и в то же время имеет свою. Авангард, модернизм, постмодернизм — это исторические или темпоральные понятия. Даже история искусства конкретного региона не обходится без этих «героев».

«Приручая пустоту» начинается с репродукции протоконцептуалистской работы «Чье это облако?» Валерия Дьяченко (1967) и заканчивается «Банкомартом» (автомат для продажи искусства) нижнетагильской группы ЖКП, работой уже нашего времени. Концептуализм отменяет модернизм. Постмодернизм следует за модернизмом. За абстрактной живописью 70-х и 80-х приходят перформансы и хеппенинги 90-х. Фиксация на медиуме и авангардный импульс сменяются постмедиальным «банкомартом». Искусство в итоге выходит из музея в городское пространство и становится «уличным», как в работе Тимофея Ради, одного из самых известных российских уличных художников.

У регионального искусства и его сообществ, наверное, могут появляться свои понятия, свои автохтонные концепты. Из выставки трудно выявить какую-то характерную особенность именно уральского искусства. Так могла бы выглядеть выставка какого угодно региона или даже страны. Современное искусство говорит на глобальном языке. Другой вопрос, так ли важны все эти обобщения и поиски локальной идентичности, если можно индивидуально воспринимать каждую работу? К тому же есть из чего выбирать. Но кроме пустоты, которая приручается историей смены модернизма на постмодернизм, выставка никаких собственных концептов не предлагает.

Илья САМОРУКОВ
Литературовед, культуролог, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ, сотрудник Музея Модерна.

Фото Максима БУБНОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

Оставьте комментарий