В галерее «Виктория» открылась выставка «Приручая пустоту. 50 лет современному искусству Урала».
После локального «Безумия Волги» и молодых британских художников «Виктория» показала самарской публике искусство крупнейшего российского региона, который географически находится дальше от столиц и Европы, чем родной.
В 2017 году культурный центр «Гараж» проводил триеннале, где собрал художников почти из всех регионов. С этого момента в столичной арт-среде даже появилось ироничное понятие — регионофилия. География современного искусства расширяется. Несмотря на безграничность и доступность информации, традиционная для русской культуры и экономики бинарная оппозиция столица/провинция остается живучей. Чтобы полноценно состояться, надо быть признанным в столице, — этот императив продолжает влиять на арт-систему. Кстати, выставка «Приручая пустоту» уже проходила в Москве. Многие региональные выставки будто доказывают, что современное искусство может функционировать не в столицах. Само название — «Приручая пустоту» — парадоксально подтверждает это.
С точки зрения архивации и открытий, выставка об истории уральского искусства второй половины ХХ и начала ХХI века выдает нам богатейший материал, который может иметь исторический и даже этнографический интерес. Чего только стоит потрясающая в своей серьезности работа Николая Федореева «Коммунист Б. Н. Ельцин» (1988). У кого вообще сегодня первый президент России ассоциируется с коммунизмом? Внушительно выглядит и разнообразие медиумов, с которыми работают уральские художники: живопись, книги, деревянные доски, объекты, инсталляции, фотографии, перформансы, скульптуры…
Какие контексты вскрывает эта выставка? Что она добавляет в представление о современном искусстве? Если это кураторское высказывание, а не только ретроспекция, то какие послания и нарративы она несет? Искусство до сих пор интересно хотя бы по причине того, что оно все еще живет в большой истории и в то же время имеет свою. Авангард, модернизм, постмодернизм — это исторические или темпоральные понятия. Даже история искусства конкретного региона не обходится без этих «героев».
«Приручая пустоту» начинается с репродукции протоконцептуалистской работы «Чье это облако?» Валерия Дьяченко (1967) и заканчивается «Банкомартом» (автомат для продажи искусства) нижнетагильской группы ЖКП, работой уже нашего времени. Концептуализм отменяет модернизм. Постмодернизм следует за модернизмом. За абстрактной живописью 70-х и 80-х приходят перформансы и хеппенинги 90-х. Фиксация на медиуме и авангардный импульс сменяются постмедиальным «банкомартом». Искусство в итоге выходит из музея в городское пространство и становится «уличным», как в работе Тимофея Ради, одного из самых известных российских уличных художников.
У регионального искусства и его сообществ, наверное, могут появляться свои понятия, свои автохтонные концепты. Из выставки трудно выявить какую-то характерную особенность именно уральского искусства. Так могла бы выглядеть выставка какого угодно региона или даже страны. Современное искусство говорит на глобальном языке. Другой вопрос, так ли важны все эти обобщения и поиски локальной идентичности, если можно индивидуально воспринимать каждую работу? К тому же есть из чего выбирать. Но кроме пустоты, которая приручается историей смены модернизма на постмодернизм, выставка никаких собственных концептов не предлагает.