Тольяттинский театр кукол отметил 45-летие не только торжественным вечером с традиционными поздравлениями, подарками от власть предержащих, коллег и поклонников, но и, пожалуй, самой необычной премьерой в своей истории.
В юбилее театра приняли участие специалист кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Алексей Гончаренко, председатель Самарского отделения СТД Владимир Гальченко, президент международного фестиваля Кукаrt Давид Бурман, директора и главные режиссеры театров кукол из Москвы, Владимира, Актобе, Набережных Челнов, Ульяновска, Ижевска, Йошкар-Олы, Самары, Жигулевска, Озерска.
Закулисное двухдневное общение коллег вылилось в своеобразную творческую лабораторию, кульминацией которой стал премьерный показ спектакля «Повесть временных лет». Главный режиссер Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих, создавая свой, музыкально-сказочный, интуитивно-образный театр, бесстрашно пускает на свою территорию не просто очередного приглашенного режиссера, а мастера крупного художественного образа – да еще и с проектом, рассчитанным на зрителя с большим сердцем, открытой душой и интеллектом.
Заявив премьеру с возрастным ограничением «16+» в жанре «современная трактовка летописи», театр сознательно ушел от культпросветработы, от иллюстрации текста в пространство символов, метафор и образов, где нет места куклам в их привычном понимании. Собственно, перед нами и не традиционный театр кукол. Вокруг нас, в нас самих – яркая, масштабная, непредсказуемая магия театра, не скованная ни жанровыми, ни технологическими рамками.
В подробностях древнерусский летописный свод начала XII века современной публике практически не знаком, и потому выраженная в транскрипции постановочной группы история созидания и распыления, собирания и укрепления русского народа с библейских времен и до 1117 года воспринимается зрительным залом едва ли не с чистого листа.
Русский народ, существующий в образно-метафорической системе координат Александра Янушкевича, рассматривается не с высоты современного будущего и не изнутри, а в своеобразном он-лайне, в братском славянском единении. Не потому ли столь образно, совершенно не по-церковному звучат летописные строки Нестора (Александр Свиридов)? Не потому ли Волхв (Олег Лактионов) перевоплощается и в пахана преступной бригады с битами в руках, и тут же – в чудаковато-неадекватного ведущего связующих время и пространство телевизионных новостей?
На наших глазах из невзрачных чурочек и полешек возникают схожие с кеглями контуры людей, мужичков и баб, прилепляющихся друг к другу, складывающихся по трое-четверо в семьи. Формируется русский народ, объединяется в единую массу, то непрочную, то безликую, то расшатанную, то монолитную, мощную, как крепостная стена. Этот народ способен в щепки порушить не только все вокруг себя, но и себя самого в эти же щепки покрошить! Черная вдова (Наталья Савина), Инок (Александр Кочудаев), Блаженная (Марина Гамзина), Очевидец (Дмитрий Герасименко) боготворят и проклинают своего кумира, лидера, вождя, тирана, говорящего поначалу с народом на чужом языке и лишь по прошествии чуда очищения, любви телесной, страстной обретающего с народом общий язык, общую кровь, общую жизнь.
Пришествие Рюрика, подавление новгородской смуты, князь Игорь и княгиня Ольга, поход князя Олега на Византию – калейдоскоп страшных, загадочных событий с каждой минутой набирает силу. Смерть князя Олега от укуса змеи, чье огромное черное тело, раскатываясь и расчленяясь на автомобильные шины, летит в первый ряд зрительного зала словно намек не на киевский Майдан, а глубже – на то, что все мы сегодня инфицированы ядом предательства исторической памяти.
И тут же – будущий князь, совсем еще мальчик, дитя наивное, неразумное, восторженно играет человеческими судьбами и, получив в руки пилу, задыхаясь от слез, пилит головы милым своему сердцу чурочкам-человечкам, утешаясь сладенькой конфеткой. Жестокость того, казалось бы, архидалекого времени ничем не отличается от помноженной на цинизм жестокости наших дней.
В этой «Повести временных лет» не так много слов. Здесь царствуют образы, эмоции, действия. Здесь сила предсказания и прорицания соразмерна масштабу поступков и событий – что в так называемом «прошлом», что в так называемом «настоящем».
Мы привыкли думать, что время рано или поздно все расставит по местам. А между тем, ход событий в этом самом времени – вчера, сегодня, завтра – определяет человек, большой или маленький, сильный физически или духовно, каждый из нас.
Тольяттинский театр кукол
Повесть временных лет
Драматург – Галина Пьянова
Режиссер-постановщик – лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат Национальной премии Республики Беларусь Александр Янушкевич
Художник-постановщик – лауреат Национальной премии «Золотая Маска» Антон Болкунов
Костюмы, куклы и декорации – Наталья Михайлова, Ольга Кончатная, Владимир Ганжа, Елена Новожилова, Вера Кудряшова, Алексей Кондратьев