Пионер самарского модерна. 145 лет архитектору Александру Зеленко

ampiieqnpqm

11 октября исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося московского архитектора и педагога Александра Устиновича Зеленко. Три года жизни (1897–1900) связывают зодчего с городом на Волге, здесь начался зрелый этап творчества мастера. К самарскому периоду относятся и первые работы, выполненные архитектором в стиле модерн.

По проектам Зеленко в Самаре построено как минимум пять зданий, представляющих историко-культурную ценность, а на примере их реставрации можно говорить о методах и проблемах в сфере сохранения объектов культурного наследия.

От историзма к «новому стилю»

Окончив петербургский Институт гражданских инженеров, Александр Зеленко не стал задерживаться в столицах. Сначала он отправился в Европу, где в течение года слушал лекции в венском политехническом институте. Европейские архитектурные тенденции, в частности идеи Отто Вагнера, не могли не оказать влияние на молодого зодчего, но в творчестве Зеленко «новый стиль» появился лишь спустя несколько лет.

Первые опыты архитектора связаны с историзмом. Зеленко два года работает над переработкой проекта псевдорусского храма-памятника в турецком Сан-Стефано, воплощая амбициозные идеи военного агента Российской империи в Константинополе. Затем судьба заносит его на Мальцевские стекольные заводы в Орловскую губернию и только после, в Самару. Здесь он занимает сначала должность архитектора в земской управе, а затем исполняет обязанности городского архитектора Самары.

kp19601-010

В городе на Волге Зеленко также начинает с историзма, но, в отличие от храма в Турции, здание Самарской губернской земской управы (улица Фрунзе, 116) решено им в модернизированном псевдорусском стиле. В другой работе – реконструкции Русского торгово-промышленного банка (улица Куйбышева, 55 / Пионерская, 48) – исследователи также отмечают влияние русского стиля, однако тут зодчий скорее ориентировался на архитектуру Берлина.

russkij-torgovo-promyshlennyj-bank

Решение фасада, шатер со шпилями и слуховым окном, угловой эркер и даже маскароны в виде львиных голов – все это отсылает к зданию гостиницы «Гранд-отель» на Александерплатц в Берлине, построенному архитекторами Иоганом Маттиасом фон Холстом и Карлом Цааром в 1883-1884 годах (не сохранилось).

0_923c5_f69bf034_xxxl

К первой работе Зеленко в стиле модерн, вероятно, следует отнести Торговый дом Пермяковой (улица Молодогвардейская, 70). Элементы «нового стиля» сочетаются здесь с шаблонными декоративными решениями рубежа веков. Зато собственный особняк на улице Самарской, 179, который Зеленко строит незадолго до своего отъезда в Москву, качественно отличается от всех его предыдущих работ. Произведениям Зеленко свойственна некоторая избыточность, вычурность, чего нельзя сказать о доме на Самарской, выполненном в духе франко-бельгийского модерна. Здесь зодчий вдохновлялся работами Льва Кекушева, в частности особняком Листа в Глазовском переулке. Это здание считается первой целостной постройкой в стиле модерн в Москве. Изначально Кекушев создавал его для себя, так что желание Зеленко выстроить собственный дом в том же духе вполне объяснимо. В свою очередь, дом на Самарской является одной из первых (а может, и первой) целостных построек в стиле модерн в Самаре.

photo27403

Завершить собственный особняк Александр Устинович не успел, дом достраивал его самарский соратник и коллега Филарет Засухин. Зеленко же переехал в Москву, где начал работать в мастерской Федора Шехтеля. К этому периоду относится самая известная самарская постройка архитектора – особняк Курлиной на углу улиц Фрунзе и Красноармейской (1902–1903). Если в предыдущих произведениях Зеленко в той или иной степени присутствовал налет провинциальности, то здесь мы имеем дело со зрелой работой столичного уровня. На проекте особняка Курлиной сказалась и работа в мастерской Шехтеля. Объемно-пространственное решение, отдельные детали и даже декоративные мотивы в виде бабочек навеяны знаменитым особняком Рябушинского на Малой Никитской в Москве. Кроме того, в декоре фасада и интерьеров дома Курлиной использована керамическая плитка, выполненная по эскизам Михаила Врубеля, активно сотрудничавшего с Федором Шехтелем.

После отъезда из Самары Зеленко ждала головокружительная карьера. Архитектор неоднократно ездил в США, работал в Москве и Калифорнии, после 1917 года проектировал в различных концах Советского Союза, активно участвовал в обсуждении градостроительных идей соцгорода. Еще Александр Зеленко известен как педагог, основатель общества «Сеттльмент» и один из пионеров отечественной музейной педагогики.

Наследие зодчего

Практически все постройки Александра Зеленко в Самаре отреставрированы, и лишь Земская управа ожидает своей очереди (здание планировали внести в федеральную программу «Культура России»). К сожалению, качество произведенных работ далеко не на всех объектах удовлетворительное. Фасад Торгового дома Пермяковой выкрашен в ядовитые цвета, хотя специалисты утверждают, что именно так он выглядел сто лет назад. На бывшем Русском торгово-промышленном банке (ныне тубдиспансер) восстановлены утраченные шатры. При этом декора на и без того вычурном здании стало еще больше, а отсутствие авторского надзора привело к анекдотическим последствиям. В криво прилепленное слуховое окно центрального шатра виден не чердачный сумрак, а шашка кровли, то есть окно является муляжом и не исполняет своих функций. В целом сделано большое дело, но реставрация произведена грубо и с дефектами.

Об особняке Курлиной и его реставрации можно книги писать. За время ремонтных работ здание сначала горело, его заливало водой и пр. За несколько лет многострадальный памятник архитектуры все же восстановили и открыли в нем Музей Модерна, но изъяны, допущенные в процессе проектирования и самих работ, быстро дали о себе знать в виде многочисленных повреждений штукатурки, и главное – в разрушении керамических изразцов. Сейчас подрядчики устраняют по гарантии ошибки, допущенные во время реставрации, но, судя по результату, им придется это делать не один раз.

1-2

Лучшим примером восстановительных работ пока остается особняк Зеленко на Самарской, который занимает реготделение Союза журналистов. К сожалению, в советские годы были утрачены интерьеры дома и ограждение балкона. Специалисты бережно отреставрировали сохранившиеся элементы и воссоздали часть утраченных элементов.

Центр Зеленко

Педагогической деятельностью Александр Зеленко начал заниматься через несколько лет после отъезда из губернской столицы, но в Самаре решили вспомнить и об этой важной части творчества мастера. С 2014 года в Музее Модерна проводятся занятия школы эстетического развития «Сеттльмент», а в этом году проект детского музея «Зеленая школа» (Центр Зеленко) победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект будет реализован в Музее Модерна весной 2017-го. Центр Зеленко разместится в бывших конюшнях усадьбы Курлиных. Детская экспозиция опирается на идеи, описанные в работах архитектора и педагога, и посвящена изучению природы через искусство (отсюда и название «Зеленая школа»).

Армен АРУТЮНОВ

Градозащитник, редактор отдела культуры газеты «Волжская Коммуна»

Фотографии из ЖЖ автора

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» № 17 (105) за 2016 год

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *