Места: , ,

От Пролетарского театра до Театра имени Алексея Толстого

25 декабря 2018

Из книги Александра Игнашова «Театр. Хроника жизни».

Октябрь 1918 года, падение власти Комуча под ударами Красной армии. Сызрань вновь стала советской. Не работают фабрики, закрыты школы, на весь город всего три врача. И в этой ситуации 24 октября исполнительный комитет Сызранского совета депутатов принимает решение об открытии городского театра!

Рабоче-крестьянский дом с Пролетарским театром разместили в двухэтажном особняке бывшего городского головы Синявского (позже на этом месте построили КРК «50 лет Октября»). В «Известиях Сызранского Совета рабочих и крестьянских депутатов» была опубликована заметка о том, что из Москвы в Сызрань приедут два десятка артистов во главе с Глебом Ростовым, струнный оркестр под управлением Швецова, а парики и костюмы для театра будут шить лучшие московские мастера.

Чаще первого руководителя Сызранского театра упоминают как Ростова, но в книге «Автографы» и в нескольких газетных публикациях указан Глеб Ротов. Появившись в одной статье, эта опечатка была не раз автоматически перепечатана. И все же он — Ростов.

Каким спектаклем был открыт первый сезон Пролетарского театра? Абсолютно во всех публикациях, начиная с декабрьских номеров «Известий Сызранского Совета рабочих и крестьянских депутатов», речь идет о комедии А. Н. Островского «Лес» в постановке Глеба Ростова. А вот с датой некоторая путаница. В архивах не сохранились ни афиши, ни программки, ни газетные объявления. Что касается различных изданий, то в одних утверждается, что это произошло 18 декабря 1918 года, в других упоминаются и 4, и 3 декабря. Видимо, поэтому в 2008 году составители справочника в двух томах «Город Сызрань: Очерки географии, истории, культуры, экономики» использовали наиболее корректную формулировку: «Открыть театр предполагалось третьего декабря».

14 декабря в Пролетарском театре в пьесе «Лес» роль Геннадия Несчастливцева сыграл прибывший в Сызрань на весь зимний период один из самых известных в то время в стране провинциальных актеров Николай Смирнов.

О второй в истории театра премьере в этой газете была опубликована довольно подробная рецензия: «В воскресенье 22 декабря на сцене Пролетарского театра была поставлена пьеса А. Н. Островского „Василиса Мелентьева“. Главный режиссер Г. Ростов блестяще справился со своей задачей. Роль Грозного товарищем Смирновым проведена в достаточно сильных и ярких тонах. Более слабой была Василиса (товарищ Чистякова). Коварный и злобный Малюта совершенно не удался товарищу Виноградову. Общее впечатление от игры актеров удовлетворительное».

Следующей премьерой стал спектакль по пьесе В. Протопопова «Черные вороны», главный герой которой святой праведный Иоанн Кронштадтский был представлен как псевдоцелитель, а его сторонники — как фанатики-сектанты.

В 1919 году премьеры в Пролетарском театре шли одна за другой: «Труд и капитал», «Рабочая слободка», «Савва», «К звездам», «Хорошо сшитый фрак»… Почти в каждом номере местной газеты, наряду с сообщениями о боях на фронтах, публиковались статьи о театре. В те времена могло появиться и такое объявление: «Театр временно прекращает свою работу — нет дров».

Одними из первых рецензентов были Донат Синявский (отец писателя Андрея Синявского) и писатель Константин Федин (писал в газете под псевдонимом Швед), живший в то время в городе и служивший секретарем горисполкома, заведующим наробраза, руководителем Пролеткульта, редактором журнала «Отклики», а затем — газеты «Сызранский коммунар». В Пролетарском театре по инициативе Федина выходили премьеры по пьесам Островского, Горького, Чехова. Вспоминая те дни, он писал: «Длинный зал театра, где после собрания на сцене идет запись добровольцев в Красную кавалерию. Новая драматическая постановка в городском саду — спектакль, кончающийся на рассвете».

Едва ли не каждую неделю играли премьерные спектакли: «На дне» и «Мещане» Максима Горького, «Власть тьмы» и «Анна Каренина» Льва Толстого, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Борис Годунов» Пушкина. Спектакли довольно быстро сходили со сцены, режиссеры и актеры менялись один за другим.

В рецензиях тех лет могла встретиться фраза: «Зал, как всегда, был набит, и, как всегда, надрывался суфлер». Гражданская война, разруха, голод, эпидемии. В газете «Сызранский коммунар» от девятого октября 1919 года читаем: «Шла пьеса „Песнь горя“. Сбор сухарей среди посетивших спектакль прошел успешно. Набрано около четырех пудов. Кроме того, собрано около тринадцати фунтов пшена».
В 1920 году был разработан проект цикла из 46 постановок, объединенных общей идеей. Первый блок спектаклей в этом цикле должен был с пролетарской точки зрения отражать эволюцию русского дворянства, второй блок — выявлять психологию женщины в свете так называемого «женского вопроса», третий блок был посвящен царизму, четвертый — жизни рабочего человека, пятый — психологии чувств, шестой — чести и достоинству как нравственным категориям, седьмой — интеллигенции духа, восьмой — неумению жить, девятый — евреям и еврейскому вопросу. Полностью этот масштабный проект реализован не был. Довольно жесткая критика не проходила даром: созданная почти на голом энтузиазме труппа вскоре стала крепкой, профессиональной.

Первого июля 1929 года в Сызрани выпуском так называемой «живой газеты» был открыт просуществовавший до 1931 года Театр рабочей молодежи (художественный руководитель Е. Белов, режиссеры М. Горев и С. Морозов). В ТРАМе играли в основном молодые люди, выходившие до этого разве что на любительскую сцену. Для жителей города в здании театра шли уроки сценической речи, грима, ритмики, лекции по истории театра и обществоведению. На спектакли сызранцы ходили как на праздник. В театре каждый сезон менялись режиссеры, художники, сотрудники администрации и бухгалтерии, в поисках лучшей жизни уезжали актеры.

В июне 1933 года президиум городского комитета рабоче-крестьянской инспекции принял постановление о запущенном финансовом состоянии гортеатра. Сегодня мало кто знает о том, что двадцать первого октября 1937 года президиум Сызранского городского Совета решил, исходя из экономической ситуации, — только вдумайтесь! — передать здание Летнего театра амбару для складирования хлеба, после чего драматический театр в городе прекратил существование.

Несколько лет Сызрань прожила без профессионального театрального коллектива.

В первые дни Великой Отечественной войны большинство бывших сотрудников театра, актеров, рабочих сцены были призваны в армию. Народный артист СССР режиссер Петр Монастырский писал в книге «Совершенно несекретно»: «На всю жизнь осталась в памяти ситуация, когда фашисты разбомбили Воронежский театр. Мы спасли театр, попавший в окружение, и вывезли его на восток. В Сызрани состоялись первые спектакли военных лет — «Парень из нашего города, «Нашествие», «Дым Отечества».

Первого сентября 1942 года в Сызрань был эвакуирован Сталинградский областной драматический театр имени Максима Горького. Его спектакли и концертные программы шли в наспех переоборудованном из амбара Летнем театре, в заводских цехах, военных госпиталях, красных уголках учреждений. Когда летом 1943 года этот коллектив вернулся в Сталинград, сызранским руководством был поднят вопрос о возрождении в городе театра.

Постановлением № 713 от 10 августа 1943 года Совет Народных Комиссаров РСФСР разрешил Куйбышевскому облисполкому организовать с первого сентября 1943 года в Сызрани городской драматический театр с затратами на это до конца года 150 000 рублей из бюджета области, обязав Управление по делам искусств при Совнаркоме РСФСР укомплектовать в месячный срок театр артистическими кадрами.

Уже 19 ноября 1943 года была сыграна премьера по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая». Основу репертуара составили «Васса Железнова» и «Последние» М. Горького, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обреченных» Н. Вирты, «Кандидат партии» А. Крона, «Ревизор» Н. Гоголя.

17 мая 1944 года приказом начальника Куйбышевского областного отдела по делам искусств в Сызранском театре для увековечивания имен выдающихся актеров и сотрудников была создана «Книга почета». Первым в эту книгу с формулировкой «за проведенный капитальный ремонт зимнего здания театра» был вписан директор и художественный руководитель театра Андрей Вилинский. На следующих страницах — Андрей Незлобинский, Вера Свободина, Константин Чистяков, Хаим Окунь, Федор Шилов, Александр Сиваков, Надежда Амосова. Сохранился в «Книге почета» и переписанный от руки текст правительственной телеграммы за подписью И. В. Сталина: «Прошу передать сотрудникам Гос. Драмтеатра, собравшим тридцать шесть тысяч рублей в фонд Главного командования и десять тысяч рублей в фонд помощи детям фронтовиков, мой братский привет и благодарность Красной Армии».

В 1950-е годы в некоторых спектаклях играли приглашенные из Москвы известные артисты театра и кино Нина Алисова («Бесприданница» А. Н. Островского), Андрей Абрикосов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Евгений Самойлов («Обыкновенный человек» Л. Леонова). В июле-августе 1953 года театр не слишком удачно гастролировал в Куйбышеве. После ряда критических замечаний, накануне очередного театрального сезона художественным советом было принято решение обратить особое внимание на отход от поверхностных трактовок пьес.

Судя по архивным материалам, первый по-настоящему творческий взлет Сызранского драматического театра начался в 1954 году спектаклями Бориса Володарского и Константина Шахбазиди. Тогда же в театр пришел молодой режиссер Александр Ривман, а в труппу на многие годы влились такие яркие актеры, как Евгений Юрковский, Александр Стрепетов, Зинаида Мезина, Эсфирь Михайлова, Иван и Любовь Скляревские, Константин и Вера Гуровы.

Сызранский театр носит имя Алексея Толстого. Но этого могло и не быть. 4 февраля 1978 года газета «Красный Октябрь» опубликовала предложение Е. Рашевской о присвоении театру имени советского писателя Константина Федина. 31 марта на страницах той же газеты в поддержку этой инициативы с коллективным письмом выступили директор театра Е. Юрковский, главный режиссер Е. Егоров, главный художник Д. Брук, секретарь партийной организации С. Голод, председатель месткома С. Белый, секретарь комсомольской организации С. Мухин, уполномоченная Всероссийского театрального общества Л. Скляревская.

Но от судьбы не уйдешь: в процессе обсуждения в городе заговорили об альтернативных предложениях. Сегодня уже не вспомнить, кто первым предложил в этом контексте обратить внимание на писателя и драматурга Алексея Николаевича Толстого. Процесс присвоения театру имени Константина Федина так и не набрал должной силы. Как известно, Сызранский театр уже с первых дней обращал внимание на творчество Алексея Толстого: в 1918 году была поставлена комедия «Любовь — книга золотая», в 1920–1930-е годы успех имели «Касатка», «Петр Третий и Екатерина Вторая», инсценировка рассказа «Гадюка», в 1950–1960-е годы — «Заговор императрицы», «Делец», «Хромой барин». Не случайно двадцать шестого января 1983 года приказом за подписью министра культуры РСФСР Ю. С. Мелентьева к 100-летию со дня рождения Алексея Толстого Сызранскому драматическому театру было присвоено имя выдающегося писателя.

Александр Игнашов

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

Оставьте комментарий