Под парусами. К юбилею Юрия Землякова

 Вот при чем тут паруса, спросите. Ведь речь-то должна пойти об актере театра ЮРИИ ЗЕМЛЯКОВЕ, переигравшем за свою карьеру Ланцелота, Меркуцио, Ивана Царевича и Ераста Громилова, Шамраева и Ляпкина-Тяпкина. Ну совсем это всё не про море, палубы и бизань-мачты. А тем не менее, когда я буду поздравлять Юрия Кузьмича с его юбилеем, пожелаю ему семь футов под килем.

1976 год. Сразу после окончания Саратовского театрального училища Юрий Земляков проходит боевое актерское крещение морем – снимается в фильме Станислава Говорухина «Ветер «Надежды». «Курсанты морских училищ на учебном паруснике «Надежда» отправились к берегам Австралии. Большинство ребят первый раз вышли в море, и это плавание должно было определить, кто из них станет настоящим моряком, а кто должен будет покинуть флот». В первых строках титров к фильму – фамилия нашего героя. Новобранцу в театре и кино Землякову уж точно предстояло «флот не бросать», а стать настоящим актером.

В этом же году он находит свою, как оказалось, родную гавань – поступает в труппу Куйбышевского театра юного зрителя и служит здесь вот уже более 40 лет. К гавани своей привязан, но с удовольствием ходит в рейсы в другие моря. Юрий Кузьмич признается: за честь было поработать в театрах «Понедельник», «Самарская площадь», «Камерная сцена», «Актерский дом». В разных театрах Земляков поступал под командование самых известных театральных капитанов – режиссеров Адольфа Шапиро, Анатолия Праудина, Георгия Цхвиравы, Александра Кузина, Сергея Пускепалиса.

«От Леопольда до Гамлета – так складывалась моя творческая биография в театре», – говорит о себе Земляков. И действительно, запоминающийся образ датского принца создал актер в совместной работе с английским постановщиком Аласдером Рамси – спектакле «Гамлет». Режиссер рассмотрел в «этом Юрии» героя – сильного, с мятущейся душой, страдающего и скорбящего, а английская пресса – «полнокровного, агрессивного русака, глаза которого излучают целые миры».

Все запоминающиеся роли Землякова перечислять не буду – их целая флотилия наберется. А вот впереди этой флотилии, лично для меня, идет чеховский Шамраев. Ну до чего смешной и одновременно трагичный этот управляющий в праудинской «Чайке»! Ох и актерище Илья Афанасьич: произнес короткую реплику: «Имею честь с прискорбием доложить, что лошади поданы», – а уж наиграл так наиграл: и лицом, и жестами, и голосом. Сцены «Браво, Сильва!» и «Мы попали в запендю» хочется пересматривать снова и снова. «Мое сердце полно Вами», – пожалуй, к месту процитирую другого персонажа пьесы и тем выражу восхищение этой ролью Юрия Кузьмича.

Но вернемся к парусам. 2013 год. Снова подул морской бриз. Юрий Земляков – снова новобранец, только уже не в кино и не театре – в живописи. Он берет в руки кисть, ставит перед собой мольберт, и эта роль сразу начинает получаться, даже без особых репетиций. Пишет морские пейзажи – барки, парусники, стихию. Пишет портреты: Олега Янковского, с которым удалось поработать в студенчестве на сцене Саратовской драмы, Александра Абдулова, с которым играл в СамАрте в спектакле «Поминальная молитва», Владимира Высоцкого, что сочинил 5 песен к говорухинскому фильму «Ветер «Надежды». Из натюрмортов вспоминаются: гвоздь, вбитый в дерево, застывшая шестеренка, игральные кости, раскинутые на столе символы судьбы: кто знает, может, актерской, а может, шире – судьбы Художника.

Разглядываю живописные работы Юрия Землякова, вижу его на сцене в спектаклях СамАрта, слушаю, как он играет на гитаре, и четко понимаю: вот таким и должен быть Художник в широком смысле этого слова. И только Художник на вопрос о любимом времени года может ответить: «Весной жду появления первых листочков, этого благоухания. Лето на Волге – что может быть прекрасней в этой жизни. Осень завораживает: не случайно осеннюю пору так любил Пушкин. А как без настоящей зимы? Как без морозца, поскрипывания снега под ногами?»

Юрий Кузьмич, спасибо Вам за такой взгляд на этот мир! Продолжайте вдохновлять нас и дальше, а уж мы под такой настрой будем окрыленные мчать на всех парусах. Попутного ветра!

Елена ПОЛЗИКОВА

Заведующая литературно-драматической частью СамАрта.

Фото Елены ВИНС

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 5 (113), 2017, Март

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *