События: ,

«Движение» – это наш «Безымянский Беркли»

14 июля 2016

27-1_2_ВолгаФест

Недавно прошедший «ВолгаФест-2016» был наполнен различными музыкальными моментами. В первый фестивальный вечер малая сцена была целиком отдана джазу. Лидерами всех трех выступивших ансамблей оказались выпускники самарской джазовой студии «Движение», а четвертый «движенческий» ансамбль в это же время на другой площадке сопровождал танцевальный конкурс.

Это закономерный результат семнадцатилетней работы коллектива музыкальных педагогов во главе с Сергеем Равиным.

В мире сегодня существует немало специальных музыкальных учебных заведений, в которых готовят профессионалов джаза. Наверное, самый престижный из них Колледж Беркли в американском Бостоне. Через него прошло немало нынешних звезд мирового джаза. Диплом колледжа и полученные в нем знания оцениваются очень высоко, что смогли ощутить и два-три десятка российских музыкантов, обучавшихся в разные годы в Беркли.

В среде самарских музыкантов студия «Движение» именуется нашим «Безымянским Беркли». В 1999-м студия «Движение», работающая по программе среднего учебного заведения, стала пионером джазового образования в Самаре. Начало же государственной системы музыкально-джазового образования в Куйбышеве было положено с созданием в Академии культуры и искусств кафедры музыкального искусства эстрады, организатором и заведующим которой стал джазовый музыкант, ныне профессор Анатолий Майоров. А в самарском музучилище имени Шаталова отделение эстрадно-джазовой музыки появилось благодаря усилиям нынешнего директора Ирины Кондольской в 2011 году.

Вообще же в Советском Союзе ряды джазовых музыкантов и вокалистов до этого пополнялись не всегда удачно переучившимися академистами из выпускников музучилищ и консерваторий или капитально переквалифицировавшимися инженерами, врачами, педагогами и учеными. 50–60-е именовались годами «инженерного призыва» в джаз: достаточно вспомнить архитектора Олега Лундстрема, инженера-станкостроителя Георгия Гараняна, дизайнера Алексея Козлова, ученых-атомщиков Алексея Баташева и Юрия Козырева, филолога Владимира Фейертага. В Самаре в те годы джаз тоже поднимался «технарями», среди которых пятеро докторов и около десятка кандидатов технических наук.

Сегодня студия ежегодно выпускает около двадцати вокалистов и музыкантов по десяти специальностям. Кроме навыков вокала или специфического джазового владения саксофоном, трубой, ударными инструментами студенты осваивают теоретические дисциплины и изучают курс истории мирового джаза.

Мне по ходу журналистской работы в разные годы приходилось встречаться со многими мэтрами отечественного джаза, и все они с профессиональным одобрением встречали рассказы о студии «Движение», говорили об уникальности самого опыта и высоко оценивали студентов, которых им доводилось услышать. Самый известный самарский джазмен пианист Григорий Файн, член Союза композиторов России, лауреат международных фестивалей, уже пятнадцать лет ведущий курс джазовой импровизации в Московской консерватории, считает, что студия «Движение» внесла неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры города и что эта студия – уникальное явление в российском музыкальном образовании. Файн высоко оценивает и работу Сергея Равина, который, взвалив на себя тяжелую ношу, успешно выполняет благородную работу по культурному образованию молодежи.

От себя уже добавлю: «Движение» – это не только обучение. В зале студии регулярно проводятся концерты, jam sessions, сеансы аудио- и видеопрослушивания. В них принимают участие музыканты и просто меломаны, поскольку известность студии в городе весьма широка. Благодаря усилиям Равина в Самаре было проведено несколько музыкальных фестивалей-конкурсов с участием музыкантов из разных городов страны. Большим успехом пользуются вечера, проводимые выпускниками и студентами «Движения» в рамках музыкально-просветительского проекта Jazz Guide Jam. Стены студии увешаны лауреатскими дипломами, привезенными студентами из Екатеринбурга, Саратова, Казани, Ижевска, Ялты, Санкт-Петербурга и других городов.

Студенты и выпускники «Безымянского Беркли», с которыми довелось общаться автору, с большой увлеченностью рассказывали о годах обучения в студии. Они с огромной благодарностью и признательностью отзываются о преподавателях, которые передают им умение и мастерство владения голосом или инструментом, а также знание музыки вообще. И, что важно, в студии они капитально вошли в большой и очень своеобразный мир искусства джаза, с его особенностями, его стилями и направлениями, его историей.

Дальнейшая судьба выпускников студии складывается по-разному. Кто-то с полученным багажом знаний сразу отправился на профессиональную сцену, где уже в ходе работы совершенствовал и пополнял эти знания и умения, а кто-то продолжал обучение в системе высшего музыкального образования.

На сцене «ВолгаФеста-2016» выступил талантливый музыкант Ильфат Садыков, который, освоив в студии тенор-саксофон, далее успешно прошел обучение в Самарской академии культуры и искусств, парижском филиале Колледжа Беркли, учился в легендарной Парижской консерватории и ее аспирантуре. Ильфат продолжает играть в ведущих джаз-клубах Монмартра.

В годы учебы в Самаре Ильфат уже успешно играл в ансамбле New A в одно время с лучшим ныне самарским бас-гитаристом Алексеем Титенко. Алексей преподает в «Движении» и играет в профессиональном ансамбле S.V. Band.

Недавно в Самару вернулся другой выпускник «Движения», саксофонист Александр Карбасов, который окончил в Санкт-Петербурге музыкальное училище – класс знаменитого российского джазмена Геннадия Гольштейна.

Также успешно после студии «Движение» сложилась творческая судьба пианиста Игоря Яковенко. После «Движения» он поступил в Московскую консерваторию, а завершил обучение в Государственной академии имени Маймонида, в классе джазового фортепиано Игоря Бриля. Сегодня Яковенко успешно работает в Москве и для выступления в Самару приезжал уже в составе собственного трио.

В Москве же успешно работает выпускник «Движения» гитарист Александр Родовский. Будучи студентом студии, он вместе с контрабасисткой Ольгой Круковской направлялся на стажировку в один из ведущих университетов США, а затем обучался в Тель-Авивском филиале Колледжа Беркли. Ольга же после работы в разных ансамблях Самары сегодня успешно играет на сценах Санкт-Петербурга. Другие выпускники «Движения» в настоящее время на профессиональной сцене как в Самаре, так и в Москве, а некоторые, в том числе вокалистки Юлия Землянская и Екатерина Моренова, сами готовят новые кадры в родной студии.

А вот что считает главный родоначальник джазового образования в Самаре, декан факультета современного искусства СГИК, профессор, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Майоров: «Студия «Движение» за семнадцать лет своей работы на практике подтвердила необходимость своего существования. Здесь профессиональные педагоги дают студентам крепкие знания, и я имел возможность в этом убедиться на тех, кто после студии приходил к нам в институт для продолжения обучения. А в итоге эта образовательная цепочка приводит в музыку достойных профессионалов. Джаз – это особый музыкальный жанр со своей спецификой. Студия сегодня укомплектована педагогами, эту специфику хорошо знающими, что крайне важно. Познание этой специфики, а также вхождение в обязательное для джаза искусство импровизации при более раннем начале обучения дают наилучшие результаты. И это еще одно подтверждение значимости работы джазовой студии «Движение».

От редакции:

Мы живем в эпоху, когда нет ничего достовернее слухов. Так вот, по слухам, студия «Движение» оказалась в топ-листе образовательных учреждений, которым грозит уничтожение посредством оптимизации. Просим считать эту публикацию нашим вкладом в борьбу с социальной «эффективностью».

Игорь Вощинин 

Член Гильдии джазовых критиков России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий