СамАрт показал экспериментальный спектакль по мотивам «Маленьких трагедий» А. Пушкина.
«Маленькие трагедии» – курсовая известных актеров театра Татьяны Наумовой, Дмитрия Добрякова и Алексея Елхимова. Татьяна и Алексей в будущем году оканчивают режиссерский курс в Академии Наяновой под руководством петербургских педагогов – режиссера Анатолия Праудина и театрального художника Алексея Порай-Кошица, Дмитрий – выпускник первого набора студии.
Необычный спектакль создавался этюдным методом: первые два года обучения будущие режиссеры вместе с актерами СамАрта сочиняли среду, делали макеты, «искали себя» в материале Пушкина. Так родилась сценическая композиция из сцен «Пира во время чумы», «Скупого рыцаря», «Каменного гостя» и «Моцарта и Сальери».
Ученики Праудина не стремятся показать известные всем сюжеты «Маленьких трагедий», а, скорее, рефлексируют по поводу пушкинского текста, проецируя его не только на современность, но и на собственную жизнь. Через личные истории, рассказанные актерами, герои как бы прорываются к темам Пушкина, по-новому открывая для себя и для зрителя хрестоматийные произведения. Анализ драматургии через личный опыт авторов становится основой композиции, и сюжеты трагедий плавно перетекают один в другой.
Постановщики не придерживаются традиционной последовательности «Маленьких трагедий». Открывает спектакль «Пир во время чумы», отличающийся от остальных частей тетралогии прямотой режиссерского высказывания. Центральной фигурой здесь становится персонифицированный образ Чумы (Ольга Ламинская), а остальным персонажам, оказавшимся под длинным шлейфом ее черной юбки, остается лишь ожидать своего конца.
Драматический конфликт, заданный в первой части постановки, между священником и гостями чумного пира связывает все истории. Священник (Вероника Львова) присутствует во всех сценах, являясь по ходу сюжета всем главным персонажам. Его истории касаются спасения и Скупого рыцаря (Сергей Макаров), и Дон Гуана (Алексей Меженный), и Сальери (Алексей Елхимов).
Молитва как путь освобождения от чумы, зависти, соблазна, стяжательства – основа ритма постановки. «Попробуй», – говорит Дон Карлос (Святослав Альшанов) Лауре (Елена Голикова), и Лаура впервые готова читать «Отче наш». «Попробуйте», – этот рефрен выносится в зал как прямое обращение к зрителю: поверьте, что молитва может спасти, надо только попробовать открыть свое сердце.
При этом спектакль достаточно ироничен, а некоторые сцены решены, пожалуй, даже фарсово. Например, «Каменный гость» начинается с забавной сцены с кладбищенскими воронами (Юрий Коннов, Анна Тулаева, Марина Бакланова), а заканчивается столкновением «живого этюда» Доны Анны (Татьяна Михайлова) и Дон Гуана с патетичной, откровенно театральной сценой из фильма Швейцера с Владимиром Высоцким в одной из главных ролей. Есть и черный юмор – так, комичны патологоанатомы (Сергей Бережной и Ярослав Тимофеев), вскрывающие труп Моцарта (Арсений Плаксин).
Вышло что-то вроде сочинения на заданную тему, написанного со вкусом и знанием предмета. Показ учебного спектакля не только открыл новые режиссерские имена, но и дает возможность в перспективе вступить в диалог с создателями постановки в рамках дискуссионной площадки СамАрта. Уже известно, что дипломным спектаклем курса Праудина станет «Возвращение Одиссея», премьера которого состоится в следующем сезоне.
Екатерина АВЕРЬЯНОВА
Студентка филологического факультета ПГСГУ.
Фото Евгении СМИРНОВОЙ
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,
№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)