События: ,

Осенние вернисажи

17 октября 2016

 kr3

Осенью начинаются театральные и выставочные сезоны. Стартуют спонтанные и долгосрочные проекты. 

Блеск алмазов и сияние бриллиантов

Одним из таких давно задуманных проектов стала выставка «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО». Не секрет, что Самарский художественный музей и Музеи Московского Кремля связывает многолетняя история сотрудничества. Всякий раз, привозя свои экспонаты, наши коллеги-музейщики изучают коллекцию и прикидывают версии совместного показа. Я помню, еще десять лет назад кремлевцы увидели в экспозиции зала XVIII века предметы орденских дворцовых сервизов и воскликнули: «У вас орденские сервизы, а у нас ордена! Давайте соединим их вместе!» Так и случилось.

Название экспозиции соответствует девизу ордена Святого Александра Невского и побуждает к изучению истории России. А главное, широко знакомит с символами российской государственности. Следует отметить, что впервые за пределами столицы удалось так полно показать орденские традиции императорской и современной России.

Интересно было рассматривать портреты орденоносцев, сами ордена в их большом разнообразии, а также предметы, связанные с историей отечественной наградной системы.

В придворном церемониале России значительное место занимали кавалерские празднования, и это учтено при создании экспозиции. Основу выставки составляют раритеты из Капитула российских орденов, хранящиеся сегодня в кремлевской сокровищнице.

Сама выставка охватывает периоды с конца XVII века до революции семнадцатого года и с 1991 года до дня сегодняшнего. Живописные портреты датируются в основном XVIII и XIX столетиями.

Стержневая часть экспозиции посвящена императорским орденам. Блеск обрамляющих их алмазных граней и бриллиантов невольно кружит голову.

k1

Среди предметов великолепные образцы орденских знаков, наградного оружия, подлинные шедевры ювелирного искусства, такие как табакерки с портретами орденских кавалеров, иконы и панагии с образами святых покровителей российских орденов, блюдо с изображением всех наград атамана М. И. Платова, памятные медали и другие предметы.

2-eks

Искусство формирования и развертывания подобных экспозиций для меня – школа высокого уровня. Кремлевцы показывают лишь одну полку в витрине. Чтобы экспонат не потерялся, чтобы его рассмотреть детально, без помех. Я помню, один раз музейщики Самары попробовали сделать такого рода выставку к 200-летию Ленинградского фарфорового завода, показали исключительные образцы, расположив каждый на своей полке. В тот же день пришел человек из департамента и велел сделать по четыре полки в витрине, изобразив изобилие. Здесь же все дышит простотой, гармонией, без малейшего признака пошлости. И фон выбрали нейтральный – серый льняной холст. Он усиливает значимость драгоценностей.

Деликатно решен вопрос этикетажа. Заявлено, что многие предметы экспонируются впервые, некоторые, такие как икона «Пророчица Анна» из придела Святого Александра Невского Благовещенского собора Московского Кремля, освященного в 1822 году в честь святого, тезоименитого императору Александру, были специально отреставрированы для этого выставочного проекта.

Есть уникальный экспонат – драгоценная панагия, переделанная по приказу императрицы Анны Иоанновны из орденской звезды ее сестры, царевны Екатерины. Это самая ранняя бриллиантовая звезда в музеях России.

Российские награды, экспонируемые на выставке, свидетельствуют о приоритетах нашего государства, в основе которых лежит уважение к высшим проявлениям гражданской и воинской доблести, подвигам веры, верности и трудов во благо Отечества.

Мы покинули Мраморный зал, сохраняя в памяти торжество и почтительность к наградам России.

Искушение Пикассо

Выставка с таким многозначительным названием экспонируется на третьем этаже СОХМ, и ее экспозиционное оформление не лишено определенной пошлости.

В пространстве двух залов подле окна расставлены женские манекены, задрапированные синтетическим пунцовым шелком и капроновым оконным тюлем. Вместо головы у манекенов бархатная труба и венецианские маски с крашеными страусовыми перьями. Так и хотелось воскликнуть: «Ба, как дорогой публичный дом!» Ну а что же Пикассо?

Проект впервые в России демонстрирует 105 работ Пабло Пикассо из знаменитой серии Suite 347. Они были переведены в литографии и изданы в Германии на бумаге Arches Vellum, специально изготовленной по особой технологии в 1990-92 гг. Издание представляет собой вторую официальную публикацию работ Пикассо этой серии, подготовленную Mulheim Museum (Германия) ограниченным тиражом в 300 экземпляров с согласия наследников художника. Подпись автора и дата на каждом листе.

Suite 347 состоит из 347 офортов, созданных Пабло Пикассо в период между 16 марта и 5 октября 1968 года и подготовленных к изданию мастерами печати, офортистами братьями Альдо и Пьеро Кроммелинк. Отпечатана серия в L’Atelier Crommelynck (Париж) тиражом в 50 экземпляров.

В свое время благодаря монографии Н. Дмитриевой «Пабло Пикассо» я была очарована сюитой Воллара. Даже делала несколько копий в технике офорта. Каково же было мое разочарование, когда я узнала, что на Западе художники сами не травят пластину кислотой и не печатают. Это только у нас в стране художник полностью вовлечен в несколько циклов творческого процесса. Вначале появляется рисунок, потом осуществляется зеркальный перевод рисунка на металл, потом травление доски и глубокая печать на специальном станке. У них все не так. Они просто рисуют на бумаге и отдают рисунок специалистам.

В 1967 году 87-летний художник жил на Ривьере, в деревне Мужен. Специально для создания офортной серии приехали жить рядом с домом Пикассо мастера офорта братья Кроммелинк. Пикассо каждый день создавал рисунки, братья переводили его рисунки в офорт, печатали, а сам мэтр давал указания по травлению, рисунку сухой иглой и использованию акватинты. И так было семь месяцев. Биографы Пикассо называют листы дневником художника.

11660_1_l-e1474562547621

Suite 347 причудливо разделилась на несколько направлений: любовные сцены Рафаэля и его возлюбленной Форнарины, за которыми подглядывают Микеланджело и папа Юлий II; переработка известных картин Рембрандта, Мане, Дега, Веласкеса, Делакруа; сюжеты на темы «Художник и модель», цирка, театра и многое другое.

Пикассо всегда отличала особая чувственность, но для выставки из 347 листов выбрали сто наиболее гривуазных композиций. Представленные особенно концентрированно, включая сцены подсматривания, эти листы свидетельствуют о признаках старческого вуайеризма, когда бородатый и немощный художник пылко липнет взором к свиданию молодых.

В свое время Нина Дмитриева показала мне альбом рисунков Пикассо, сделанных перед смертью. Там изображены одни черные треугольники лона. Когда он утратил возможность быть мужчиной, он зациклился на этом сюжете. Нина Александровна тогда удивленно и грустно сказала: «Я думала, что это у него здоровое юмористическое гедонистическое начало, а оказалось, в этом была вся его жизнь».

Знакомый психолог, глядя на работы Пикассо, также заметил: «Видимо, у него лоно ассоциировалось с жизнью и смертью одновременно, лоно дает жизнь, а вместе с жизнью неминуемо приходит смерть. Изображение черных треугольников было таким призывом к жизни, лоно – это начало, но его начало для Пикассо уже свершилось, поэтому его теперь ждет только конец, поэтому и лоно черное. Его рисунки – это такая трансформация неизбежности, которая его очень мучила. Это выражение напряжения и концентрации и безысходности».

art0013335428

В этой графике нет глубокого подтекста, определенных смыслов. Это просто росчерки старика 87 лет, который был болен старческим вуайеризмом. Благодаря предыдущим наработкам в графике, таким, как «Сюита Воллара», листы не содержат ничего пошлого. Единственный недостаток выставки – гравюры переведены в литографию, технику высокой печати. Потому каждая линия лишена рельефности, объемности, свойства глубокой печати.

Кухарки кухарят на холстах

Имена Елены Макеевой, Анны Сливковой, Дины Богусоновой, Алисы Самаринкиной широко известны не только в среде галеристов и любителей искусства. В галерее «Вавилон» они представили многоплановую выставку. Индустриальные пейзажи, монументальные натюрморты, впечатляющие эмали и невероятное изобилие керамики в шамоте.

Елена Макеева высказалась по поводу названия: «Когда у нас в свое время была самая первая выставка женских работ к 8 Марта, в одной из статей журналисты написали: «Проходит выставка кухарок». И многие обиделись на самом деле. Вот наши дамы тогда и вскричали: «Нас назвали кухарками, нас назвали кухарками!» А почему бы на самом деле не показать, как работают кухарки? Но нужно показать другую кухню – живописную».

Елена Макеева не устает удивлять. В свое время меня поразили тонкие рисунки сангиной. Потом она предстала как мастер городского пейзажа, в «Посвящении Венеции» (была такая выставка) она показала, как хорошо умеет писать воду. И вот снова невероятно удивила. Она живописала морские суда и паровозы. Паровозы в Самаре еще никто не писал! Темпераментно, неистово, пастозно и в крупных размерах.

p-1wglhokuw

 

Анна Сливкова представила ряд монументальных натюрмортов, неожиданных по формату, длинных, прямоугольных. Это просто натюрмортная панорама, решенная в плотной темной гамме, впитавшей все краски осени. Африканские божки, тамбурины и барабаны, вобла и таранька, чемоданы, корзинки и картонки, бутылки и бидоны. И большая-пребольшая Царь-Рыба. Рыба лежит на газете с текстом: «Выставка кухарок. 22 сентября».

Анна Сливкова высказалась: «Это как почерк. Каждый пишет так, как пишет. Это темперамент, характер. Тут не скажешь: «Почему так?!» У меня есть, конечно, и какие-то мягкие, нежные работы. Ну вот, сказать по правде, готовить я умею, но не «Вау!», а обычно. Как обычная мама, жена, хозяйка домашняя. Вот и всё».

Алиса Самаринкина, художница: «Работаю по-мужски! Творю с инструментом – с циркулярной пилой, с шуруповертами, с лобзиком. Это все пилить, резать, готовить, месить глину – нужно много энергии, силы».

А Дина Богусонова режет и мнет в складки металл, покрывает его эмалью

Так или иначе, глядя на произведения этих мастеров, обладающих в своем творчестве мощью, напором, остаюсь при своем мнении. Они не кухарки, они – самарские амазонки!

gwtcd5c4_cg

***

Осенние вернисажи оказались причудливыми, красочными и весьма информативными…

Валентина ЧЕРНОВА 

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий