События: , ,

Притягательная магия «Ауры»

9 декабря 2016

 5-1_aura

 

Во Дворце культуры города Новокуйбышевска состоялся юбилейный концерт хоровой капеллы «Аура». Любимому в городе и известному далеко за его пределами коллективу исполнилось 40 лет.

Торжественная дата, которую некоторые суеверные индивидуумы не отмечают как личный праздник, позволяет провести аналогию творческого пути хорового коллектива с определенными этапами человеческой жизни. Появившийся в 1976 году в Новокуйбышевске хор прошел период становления – счастливые детство и отрочество – под руководством талантливого организатора, замечательного хормейстера АЛЕКСАНДРА ПАХОМОВА.

«Аура» крепла и развивалась, каждым концертом и новой программой подтверждая свою способность к значительным художественным свершениям. Самодеятельный любительский хор достиг профессионального уровня, обрел статус хоровой капеллы и стал обладателем многих лауреатских званий. Были в истории коллектива и трудные времена. Тяжело переживал хор уход из жизни своего родителя-основателя. Выдержать невзгоды помогли дружба и любовь к музыке: закалив характер, «Аура» вошла в зрелую пору. Художественным руководителем капеллы, которая с достоинством носит имя своего создателя, стала преемница Александра Ивановича – Татьяна Хачуян.

Сегодня «Аура» – стабильный творческий коллектив, почти наполовину состоящий из молодых исполнителей. В хоре по-прежнему поют не профессионалы, а любители, но все они не мыслят себя без музыки и хорового пения. Художественное кредо коллектива – пропаганда русской и зарубежной классической музыки. В репертуаре капеллы более 500 музыкальных шедевров, среди которых духовные и светские произведения, обработки народных песен и романсов, хоры с сопровождением и без него.

Программа юбилейного концерта «Мелодия длиною в жизнь» поразила стилевым и жанровым разнообразием. В первом отделении в основном звучали сочинения отечественных авторов, созданные для хора а capella или с аккомпанементом фортепиано. Во втором отделении хоровая капелла выступала в сопровождении симфонического оркестра Самарской государственной филармонии под руководством Михаила Щербакова и были исполнены фрагменты крупных хоровых сочинений западноевропейских композиторов.

Своего рода эпиграфом концерта стала «Песня о дружбе» И. Дунаевского, с первыми звуками которой в зале воцарилась атмосфера торжественного и радостного праздника музыки. Хормейстер сумела подчеркнуть в песне и энергию маршевых ритмов, и лирическую напевность мелодии. Тонко и проникновенно была исполнена «Серенада» С. Танеева, ее мягкие колыбельные интонации почти осязаемо «обволакивали» слушателей, умиротворяя и успокаивая взволнованные сердца.

В единое образно-драматургическое целое выстроились три хора, словно перенесшие слушателей из концертного зала в иное, храмовое пространство. Духовная музыка предъявляет к исполнителям свои особые требования, касающиеся и манеры звуковедения, и чистоты интонации, и ясности произнесения слов, и глубины веры, удваивающей силу молитвы. Хоровая капелла достойно справилась с этими задачами, продемонстрировав стройность унисонов и вертикалей многоголосных аккордов в концерте А. Архангельского «Помышляю день страшный». Произвело сильное впечатление выразительное исполнение мужской группой хора одного из сложнейших произведений Г. Свиридова – «Господи, воззвах к Тебе». Покорил трепетно-восторженным настроением хор А. Лабинского «Тебе поем», завершивший этот музыкальный триптих.

Русская народная песня «Однозвучно гремит колокольчик» по-новому прозвучала в оригинальной обработке самарского хормейстера Жоржа Нечаева. Каждый куплет знакомой песни раскрывал слушателям потаенные музыкальные смыслы, а пространство бесконечной дороги обретало конкретные звуковые детали: издалека доносящийся колокольный звон, мерное бряцание колокольчика, искренняя в своей простоте мелодия.

В сочинениях отечественных композиторов ХХI века Татьяна Хачуян показала себя вдумчивым музыкантом и талантливым интерпретатором современных произведений. Звучание хора в этих номерах концерта обрело иные краски. Потрясающее впечатление оставила импрессионистическая партитура Д. Смирнова «К Блоку». Звуки мелодии и окутывающие их витиеватые пассажи сливались в единый образ, вызывающий в памяти пейзажи завьюженного Петербурга с едва проступающими силуэтами исторических зданий. Ярко и эффектно были исполнены хоры Л. Еремина «Единородный Сыне» и «Во царствие твоем» – интересные и вполне самобытные опыты соединения традиционных духовных текстов с современными средствами музыкальной выразительности.

Несколько особняком в первом, русском отделении концерта прозвучал фрагмент Реквиема популярного британского композитора Карла Дженкинса Dies irae. Партию оркестрового сопровождения виртуозно исполнил концертмейстер «Ауры», пианист Вячеслав Шевердин. Завершилось первое отделение знаменитой «Попутной песней» М. Глинки, перекинувшей жанровую арку к песенному началу концерта.

Вторая часть концерта фрагментарно представила те масштабные, знаковые для коллектива музыкальные полотна, исполнение которых целиком являлось невозможным в рамках одной программы. Началось второе отделение с динамической вершины – «О, Фортуна», самого известного и популярного номера сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана». Мощное хоровое и оркестровое фортиссимо заворожило слушателей. Остинатные ритмы, красочно-агрессивные гармонии и скандируемая почти речитативом мелодия нацелены здесь на создание грандиозного образа всеподавляющей силы судьбы. Жаль, что из-за недостаточно выстроенного звукового баланса красочно выразительный по фактуре хор In taberna несколько потерялся, заглушаемый звуками оркестра.

Kyrie eleison и Et incarnatus – два скорбных музыкальных размышления из высокой мессы h moll И. С. Баха – в концерте следовали друг за другом. Фуга, тема которой построена на изломанных мотивах, была выразительно проинтонирована и хором, и оркестром. Жалобные «вздохи» струнных находили отклик в нисходящих фигурациях – ручьях слез, струящихся в хоровой партии. Насыщенная полифоническая музыкальная ткань хоровых номеров погрузила слушателей в состояние трагической обреченности и ожидание катарсиса.

Прозвучали в концерте и знаменитые номера из «Реквиема» В. А. Моцарта. Сложнейшая двухтемная фуга Kyrie eleison благодаря четкому и ясному жесту М. Щербакова была исполнена стремительно и слаженно. Лирическим центром второго отделения стала трогательно-прекрасная Lacrimosa – этот номер исполнители посвятили памяти ушедших музыкантов, чьи судьбы история связала с хоровой капеллой «Аура».

Завершился концерт торжественными аккордами финала симфонии № 9 Л. ван Бетховена. Вместе с хором и оркестром в «Оде к радости» в качестве солистов выступили Вадим Зубков, Людмила Жоголева, Айнура Абдуллаева и Дмитрий Богаткин.

В день своего юбилея хоровая капелла «Аура» подарила своим слушателям грандиозный концерт, еще раз подтвердив высокий уровень исполнительского мастерства своего уникального коллектива, для которого каждый выход на сцену – праздник.

Анна Лазанчина 

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 20 (108) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий