События: ,

Пять дней высокой прозы на самарской сцене

7 декабря 2016

 7-1_stantsionnyj-smotritel

 

Зрителю, может, и дела нет, что именно поставил режиссер – пьесу или прозу. Но инсценировка – это уже дополнительное преломление смыслов. Самарский драматический театр «Камерная сцена» часто предоставляет своим зрителям возможность увидеть постановки по романам, повестям и рассказам. Осознавая особую миссию прозаического текста в театре, режиссер Софья Рубина при поддержке департамента культуры, туризма и молодежной политики администрации Самары создала всероссийский фестиваль «РУССКАЯ КЛАССИКА. СТРАНИЦЫ ПРОЗЫ».

Два года назад в первом фестивале приняли участие шесть театров из разных городов России. В этот раз география была несколько скромнее: Москва, Химки, Орел и Ульяновск, но это компенсировалось разнообразием постановок.

Открыл фестиваль «Морфий» подмосковного театра «НАШ ДОМ». Его можно назвать второй частью дилогии по «Запискам юного врача» М. Булгакова: два года назад химкинский коллектив привозил в Самару спектакль «Доктор. Первый год». В этот раз в центре сценического повествования оказалась наркотическая зависимость главного героя. Спектакль изобилует визуальными образами (наиболее яркие: доктор «подцеплен» на крючок морфия; пластическое воплощение ломки – зависимость «не отпускает» и в прямом, и в переносном смысле) и музыкой. Программка громко, с большим количеством восклицательных знаков, заявляет зрителям, что в спектакле нет фонограммы. «Морфий» начинается появлением Сергея Метелкина с гитарой и завершается его уходом. Звук «живой» на все 100 % – не только музыка, но и другие звуки синтезируются непосредственно на сцене.

Спектакль негусто наполнен текстом и декорациями. Железные каркасы прямоугольников, постоянно перемещаемые по сцене, заполняются музыкой как содержанием, как эмоциями, как образами. Песня «Летел и таял» открывает в теме новую глубину, переплетая атмосферу вечно пасмурного Петербурга от группы «АукцЫон» с вечной мерзлотой затерянного среди снегов захолустья «Морфия».

Гармонию целостной структуры постановки ставят под удар юмористические вставные номера. Интуитивно улавливая налет фальшивого комизма, окончательно понимаешь, в чем дело, когда узнаешь, что отвечающий за клоунаду Михаил Белов – штатный актер театра «Кривое зеркало».

Жюри отметило призами за «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую женскую роль второго плана» актеров «Морфия» Александра Карпова и Ларису Беднову.

***

Триумфатором фестиваля стал московский драматический театр «АпАРТе» со спектаклем «Станционный смотритель».

Великий в своей простоте сюжет пушкинской повести «Станционный смотритель» автор инсценировки и режиссер Гарольд Стрелков дополнил текстом «Истории села Горюхина». Из скромного повествователя Иван Петрович Белкин (Александр Орловский) превращается в русского Дон Кихота, путающего реальный и вымышленный миры, тьме низких истин предпочитая нас возвышающий обман. На носу у рыцаря печального образа сидят круглые очки, голову венчает ночной колпак, а детская наивность уравнивает его с девочкой Дуняшей. Вокруг него, единственного неизменного, организующего звена, кружат бесконечно перетекающие из придуманной действительности в настоящую все другие персонажи.

Спектакль, сочетая в себе и уют русского вечера, и гибельность петербургской метели, и клоунскую потешность нелепых персонажей-масок, и душещипательный надрыв оскорбленных отцовских чувств, оставляет после просмотра приятное ощущение подлинной пушкинской интонации. Театр получил Гран-при, а также премии «Лучшая мужская роль второго плана» (Владимир Воробьев) и «Лучшая женская роль» (Антонина Комиссарова).

***

Подарком поклонникам классической актерской школы стали «Чудаки» театра «СВОБОДНАЯ СЦЕНА» (Орловское отделение Союза театральных деятелей). Моноспектакль Рахима Рахманова, им самим поставленный, – это концертно-драматическое воплощение рассказов «Неосторожность» А. Чехова и «Одни» В. Шукшина. Удивительно интеллигентная подача классического литературного и музыкального («Чудаки» изобиловали романсами) материала подкупила самарского зрителя – зал как завороженный следил за пребыванием одного артиста на сцене, прерывая тишину, только чтобы рассмеяться над шуткой Чехова или Шукшина. По завершении фестиваля Рахим Рахманов поднялся на сцену за спецпризом жюри.

***

Завершил конкурсную программу спектакль «Возвращение» по рассказу А. Платонова УЛЬЯНОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ И. А. ГОНЧАРОВА – одного из старейших в России. Самарскому зрителю сюжет знаком по инсценировке Софьи Рубиной для «Камерной сцены», ее же использовали и гости. Оригинальности версии добавляло исполнение ролей 11-летнего Петруши и 5-летней Насти актерами их возраста. Напряжение первого времени (забудут слова или не забудут?) постепенно отступило, и зритель погрузился в пронзительную и честную историю о том, что «вернулся он с войны к жене и детям целый и невредимый». Это не счастливый конец, а только начало.

Петр Храбсков получил спецприз жюри за исполнение роли Петруши, а весь коллектив «Возвращения» – за актерский ансамбль.

***

В последний день хозяева фестиваля – театр «КАМЕРНАЯ СЦЕНА» – показали «Недоросль» и получили спецприз жюри за современное прочтение комедии Д. Фонвизина.

Маргарита ПЕТРОВА

Театральный критик, член Союза журналистов России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 20 (108) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий