События

Самое важное — 2014

14 января 2015

6fa8322a-77de-4532-9501-014a96e96bfd

Под Новый год наш отдел культуры традиционно подводит свои, сугубо субъективные итоги. Собирая материал за 2014-й, мы увидели как минимум одну тенденцию этого года — самое интересное и важное в нем продолжало начатое в 2013-м, так что стоило большого труда не повторяться.

Но мы попытались.

 Арх, Самара-городок…

В архитектуре Самары в этом году, как всегда — одни крайности. 2013-й завершился победами на крупных фестивалях — проект церкви в Стройкерамике вошел в десятку лучших на конкурсе церковного зодчества, молодые самарцы из «Симбирскпроекта» удостоились Серебряного знака на «Зодчестве-2013» в том числе за проект застройки бывшего стадиона «Крылья Советов».Новые ПЗЗ Самары так и не приняли, зато утвержден проект планировки территории (ППТ) Стрелки, вокруг которого сломано много копий. Впрочем, принятие ППТ так и не решило судьбу речпорта, а от нее во многом зависит и будущее всего района.

Те же крайности с памятниками архитектуры. Частично или полностью начата реставрация десятков зданий, при этом в единый госреестр объектов культурного наследия не попали несколько сотен. Завершилось восстановление пожарной каланчи на Хлебной площади и особняка Дворянского собрания, ведутся работы по реставрации бывшего Коммерческого клуба, Покровского собора, главного корпуса Института культуры, началась реконструкция старого ТЮЗа, готовятся проекты Фабрики-кухни и костела. В следующем году выделят средства на особняк Сурошникова на Пионерской, Крестьянский поземельный банк и Музей ПУрВО… Перечисление можно продолжать и дальше. И вроде бы впервые за много лет можно порадоваться, что восстановительные работы в Самаре набирают такие обороты, но пропорционально с этим растет и количество сносов и поджогов старого города. Недавно снесена усадьба Балакина на Водников, застройщики еще усерднее принялись за смену зонирования для строительства многоэтажных монстров на месте исторических кварталов.Что касается скульптурных композиций, то они в 2014-м появлялись в городе так же часто, как и в прошлом году. Рыбка, рында, памятник российскому инженеру… А к юбилею Ильи Репина экс-мэр Самары Дмитрий Азаров подарил городу скульптуру «Бурлаков на Волге». И хотя споры вокруг новых композиций не утихают, а их художественное исполнение и размещение в городском пространстве вызывают немало (в том числе и объективной) критики, в следующем году работа по установке новых арт-объектов продолжится.

Плюс музей, минус галерея

Местному музейно-галерейному сообществу есть чем похвастаться, оглядываясь назад. В частности, в этом году Самара стала не только импортером, но и устойчивым экспортером выставочного продукта. Так, целая команда самарских художников во главе с Владимиром Логутовым освоила в Санкт-Петербурге почти 1000 квадратных метров экспозиционных площадей, создавая выставку «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений» в рамках параллельной программы Европейской биеннале современного искусства «Манифеста». Дизайнеры Александр и Ольга Филимоновы спроектировали пространство для масштабной экспозиции «Россия делает сама» в Политехническом музее в Москве. Самарский литературный музей показал в доме-музее Марины Цветаевой в Москве новую версию своих «поэтических машин».В Самару тоже кое-что привозили. Мы видели картины Рериха и Репина, Нестерова и Рене Магритта, соцреалистов сталинских времен, работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Оскара Рабина и других «классиков современного искусства», английские гравюры XVIII века, итальянскую художницу-феминистку Кьяру Фумаи и что-то еще. Осталось дождаться-таки привоза какой-нибудь западной знаменитости первой величины — и не в литографиях, как это было с Магриттом, а «по-настоящему».Что касается качества местного продукта, то и тут были хорошие моменты. Во-первых, у нас появился новый музей – музей МЧС. Кое-кто уже назвал его самым современным музеем города – и не без оснований. Заработала Фабрика-кухня — точнее, одно ее небольшое здание. Но все-таки. В Тольяттинском краеведческом музее открылась очень интересная экспозиция об истории двадцатого века. Художественный музей подписал соглашение о сотрудничестве с Государственным Русским музеем и привез в его рамках первую выставку (живопись Николая Рериха). В музее Модерна открыли постоянную экспозицию на первом этаже особняка Курлиной.Отдельно стоит сказать о, так сказать, «летних формах досуга». Тут всех обогнал Литературный музей, проведший целый фестиваль, посвященный весьма актуальной теме антиутопии и вместе с художником и музыкантом Тимуром Ли запустивший фестиваль современных городских околохудожественных практик «Мастерство». В этом же разделе идет наблюдение о наконец добравшейся до нас столичной моде на публичные лекции. Их читали все и везде. Особо стоит отметить лектории искусствоведа Татьяны Петровой, художника Сергея Баландина и целую лекционную феерию, устроенную в Литературном музее в рамках проекта «Мастерство», о котором уже говорилось.

Не обошлось без потерь: закрылась галерея «Арт-холл Татьяны Саркисян». Закрытие выставочных площадок мы наблюдаем не первый год, а вот в 2015-м список институций должен пополниться как минимум музеем рок-н-ролла Zvezda. Возможно, к нему прибавится Музей частных коллекций в Доме Маштакова и Городской общественный музей, основу коллекции которого составят работы, подаренные Самаре Владимиром Аветисяном и Владимиром Некрасовым. А там, глядишь, подтянется ГЦСИ на Фабрике-кухне и филиал художественного музея в «Доме с атлантами».

Своевременная музыка

Инди-поп группа On-The-Go давненько перебралась в Москву, но с ее последним альбомом Young Hearts трудно было не вспомнить с гордостью, что двигатели этого коллектива сделаны в Тольятти. В то время как их коллеги по жанру стараются лишь прилежно копировать звучание и «фишки» актуальных зарубежных коллективов, братья Макарычевы могут похвастаться полностью авторскими находками. В сравнении с другими космополитично настроенными музыкантами, претензии On-The-Go на международную популярность выглядят вполне обоснованными. Напротив, очень «русский» альбом получился у авангардной «Конторы Кука». Вписав фольклорные сюжеты в беспросветный индастриал, коллектив опять получил порцию одобрительных рецензий в федеральной прессе.Нелишним будет вспомнить светлопечальных Polly Wants – впрочем, не столько их летний Unplugged, сколько умение находить себе правильных друзей: вокалистка Полина Хвостова приложила голос к записи последнего диска петербургских модников «СБПЧ».

Наконец, самый ожидаемый альбом – «двойник» от «Братьев Грим», презентация которого состоится в январе. Между близнецами Бурдаевыми теперь наметилось нечто вроде соревнования в подлинной «гримовости». И новые диски «Братьев Грим» в свете сложившейся ситуации должны показать, что Борис не прав, а Константин без помощи брата может сочинять хиты. Или нет. История выходит не самая красивая, зато вновь привлекает внимание к одной из главных российских поп-рок групп «нулевых».

От Сочи до Москвы

Народному творчеству сейчас, как известно, уделяется особое внимание. В то время, как в Самарской области проходил уже традиционный фестиваль «Рожденные в сердце России», наши «народники» и хоры разъезжали по городам и весям с гастролями: Волжский народный хор и ансамбль БалаLike выступили в Сочи, а коллективы неутомимого Владимира Ощепкова побывали в Беларуси. Гастролировали в этом году и «классики». В отличие от избалованного вниманием Дмитрия Когана Volga Philharmonic, симфонический оркестр Самарской филармонии в полном составе не ездил в столицу 13 лет. Такая возможность представилась в этом году — коллектив выступил в Московской филармонии вместе с пианистом Александром Гиндиным.

Отдел кадров

В движении кадров самарской культуры в 2014-м действовал закон сохранения энергии. Начнем с утраченного: Театр оперы и балета в начале года покинули главный хормейстер Валерия Навротская, прослужившая здесь 40 лет, и дирижер Владимир Коваленко (с 1987-го по 2011-й главный дирижер театра). В июне дала прощальный бенефис ведущая солистка балета Марина Дворянчикова (в труппе с 1982-го), в ноябре уволился из Театра драмы артист Георгий Кузубов.
Зато Музей им. Алабина после полутора смутных лет наконец определился с новым директором — в этой роли осваивается бывший замглавы администрации Сызрани Владимир Лисейчев. Свои приобретения у Оперного. Новый главный режиссер Михаил Панджавидзе (одновременно главреж Национального Большого театра Беларуси), с которым самарцы познакомились на «Севильском цирюльнике», за полсезона выпустил несколько камерных опер.

«Золотая Маска»: лонг-лист и «собачка»

Пусть конкурс «Золотой Маски»-2015 пройдет без самарских театров, регион солидно представлен в лонг-листе — «списке самых заметных спектаклей сезона по мнению экспертных советов». От Самарской области, как от настоящего театрального центра, в две сотни названий попали три — отмечены и Оперный, и Драма, и новокуйбышевская «Грань».
«СамАрт», в этом году уже участвовавший в детской программе «Маски» со «Счастливым Гансом», в 2015-м снова поедет на «Детский weekend», теперь со спектаклем Жени Беркович «Сторожевая собачка».
Новокуйбышевская «Грань», о которой в прошлом году мы (да и не только мы) писали как об открытии 2013-го, в этом успешно выпустила еще два новых спектакля, с одним из которых (Post scriptum) участвовала в Фестивале театров малых городов и Всероссийском фестивале им. Олега Янковского и попала все в тот же длинный список «Золотой Маски».

20 век: теперь и в Тольятти

Экспозиция Тольяттинского краеведческого музея «20-й век: Ставрополь – Тольятти» недавно была включена в число лучших проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», реализованных в 2013-14 году. Рассказ о ней укладывается в хрестоматийную формулу удачного музейного начинания. Во-первых, глобальность замысла: весь 20-й век уместили в одну выставку. Во-вторых, оригинальная концепция: рассказ об истории города команда проекта, руководимая директором музея Натальей Ланковой, организовала как путь через несколько кинотеатров. Мелодраму сменяет героический фильм , потом производственный роман и т.п. В-третьих, современное визуальное мышление, за которое отвечала целая команда под руководством дизайнера Татьяны Минсафиной. В-четвертых, грамотное использование мультимедиа: можно управлять проекциями движением руки, можно увидеть себя в «зеркале» в костюме 1950-х годов – и все эти фокусы имеют смысл! Наконец, очень важно, что экспозиция делалась буквально «всем миром», не только «для города», но и «вместе с городом».

Летние фестивали: сила объединения

Поскольку «Рока над Волгой» в этом году не было, все внимание минувшим летом досталось Грушинскому фестивалю. При непосредственном участии губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина якобы непримиримым лагерями организаторов пришлось покончить с нелепым расколом, разбросавшим фестиваль на две поляны. И вот Грушинский снова собирает на Мастрюковских озерах десятки тысяч подлинных любителей авторской песни и не слишком лоялен к публике случайной. Позиция его как главного музыкального фестиваля губернии была закреплена участием как знаменитых бардов уровня Олега Митяева, так и представителей власти.
Другой важнейший фестиваль, «Метафест», также прошел на Мастрюках. Некогда форум был связан с Грушинским, но пару лет назад он был передан молодым организаторам из Самары и полностью поменял концепцию. Ныне «Метафест» – известный фестиваль независимой музыки, и особенность его в том, что он держится на волонтерах. Один за другим исчезали музыкальные события, зависящие от спонсоров, но опиравшийся на альтруизм и краудфандинг «Метафест» взял новые рекорды посещаемости и позволил себе таких приятных хэдлайнеров, как «Маша и медведи» и Василий Уриевский.

Фритьоф Нансен: инициатива в кубе

Памятный знак в честь Фритьофа Нансена у ж/д вокзала — пример тому, как можно увековечить память о человеке в городском масштабе, обойдясь без политической воли, бюджетных миллионов и громких слов. Интернет-портал «Другой город» во главе с редактором Андреем Кочетковым за полгода сделал проект, согласовал его, организовал сбор (совсем небольших) средств на реализацию и пригласил на открытие полномочного посла Норвегии в России Лейдульва Намтведта. В результате в Самаре появился редкий на наших улицах современный арт-объект работы Дарьи Бакшутовой (стеклянный куб, символизирующий глыбу льда, с фотографией Нансена), к тому же установленный на народные средства. Немалая часть горожан только благодаря акции узнала, что норвежский полярник в 1920-е спасал голодающее Поволжье.

Григорий Засекин

он же — памятник. Не прошло и 428 лет с появления на Волге Самарской крепости и 12-ти — с установки камня с обещанием памятника, как в городе действительно появилось скульптурное изображение первого воеводы — князя Григория Засекина. Удивительным образом — одновременно с начавшимися археологическими поисками остатков крепости. И хотя не все самарцы убеждены, что конный монумент — лучший выбор для города в XXI веке, такого масштаба памятника у нас не было несколько десятилетий, да и кармический долг когда-нибудь да нужно отдавать.

Сергей Табачников

На концертах Сергея Табачникова и nobody.one теперь приходится выставлять усиленную охрану, ведь публика в битком набитых клубах пляшет под него как последний раз в жизни. Это при том, что самарский гитарист работает в непростом и, казалось бы архаичном жанре инструментального рока. В уходящем году Табачников выпустил четвертый альбом Ocean Echo (который был отшлифован на известных зарубежных студиях), презентовал его в дюжине городов и закрепил свою позицию если не лучшего, то популярнейшего российского героя гитары.

Олег Белов

Человек-аккумулятор, наглядное пособие по извлечению максимума пользы из самых страшных жизненных кризисов, Олег Белов в этом году вернулся на сцену Театра драмы сразу с двумя новыми спектаклями, ездил с ними на гастроли и продолжал ставить в театре-студии при психиатрической больнице, а еще стал народным артистом области. Кажется, Олегу пора открывать что-нибудь вроде «Школы любви к жизни» — мы все уже записываемся.

Сергей Баландин

Подвиги в этом году совершали многие, но мы все же назовем в этом разделе художника Сергея Баландина. В его активе оживившаяся событийная программа галереи «Виктория», собранная им выставка «Правдоискатели», действующая уже второй год «Мастерская акционизма», и прошедший в Художественном музее цикл лекций «Что хотел сказать художник», который, можно сказать, задал новые стандарты в области «говорить просто и интересно о мистически сложных вещах».

Ваган Каркарьян

Уходящий год начался с утраты. Не стало Вагана Каркарьяна. Один из строителей послевоенного Куйбышева и самый авторитетный защитник наследия старого города, зодчий немного не дожил до своего 80-летия. И хотя градозащитников его масштаба в Самаре не осталось, есть люди, готовые продолжить дело мастера. С годами бумага пожелтеет, наши имена забудутся, а имя Вагана Каркарьяна останется в памяти горожан.

Источник

 

pNa

Оставьте комментарий