Сколько театров в Самаре? Вы знаете? Я периодически пытаюсь сосчитать. Да дело же не просто в количестве. Очевидно, что их сегодня в нашем городе значительно больше, чем было, скажем, лет десять-двадцать назад.
В годы Перестройки возник настоящий театральный бум. Тогда по всей стране рождались новые театры, театры-студии, чуть ли не в каждом подвале, не на каждом чердаке. Этот процесс затронул и наш город. Из этих начинаний, из этих «зародышей» иногда вырастали новые театры, ставшие сейчас серьезными художественными лидерами, но чаще всего они прекращали свою жизнь, не прожив и нескольких лет.
Потом стало казаться, что процесс рождения новых коллективов, процесс нарастания театрального пространства закончился, потому что лимит зрительского интереса исчерпан. Тем более в Самаре, городе классической культурной провинции, где ведение театрального дела с самого начала было сложным. Однако нет. Мы вдруг, иногда совершенно случайно, узнаём, что появился какой-то новый театр, или о том, что существовавший на птичьих правах некий театральный организм получил какой-то статус, а иногда и «дом». Теперь надо успеть увидеть результат творчества нового коллектива и порадоваться, открыв для себя нечто интересное или хотя бы любопытное. Но иногда, познакомившись, даешь себе слово забыть об этом явлении, как о страшном сне.
Знакомство с частным театром «Самарская Актерская Мастерская «Доктор Чехов» для меня, так же, как и для зрителей, сидевших в верхнем зале КРЦ «Звезда», не стало «страшным сном». Несмотря на холод, царивший в зале и заставлявший зрителей кутаться в куртки и шубы (в основном норковые). Многие из них пришли сюда уже не в первый раз, хотя театр очень молод и репертуар его невелик.
Название театра как его визитная карточка пока еще не совсем понятно, коллектив более известен как Театр Аллы Коровкиной, что как раз понятно и оправданно. Алла – его основатель, руководитель и вдохновитель. Его штатный драматург, наконец. Город знает Коровкину в качестве актрисы Самарского драмтеатра имени Горького. Меньше она известна в качестве педагога. Первый актерский набор Академии Наяновой под руководством В. Гвоздкова учили актеры драмтеатра, в их числе была и Алла Коровкина.
Дипломный спектакль этого курса «Жестокие игры» по пьесе А. Арбузова стал режиссерским дебютом Аллы. А потом со своими ученицами Настей Ермилиной и Таней Коровиной она пустилась в нелегкий путь поисков своего театра.
Периодически возникали короткие оповещения о спектаклях малых форм то в одном кафе, то в другом, потом театр Аллы Коровкиной «прописался» в «Звезде». Где-то незадолго до этого он заявил свое новое имя САМ «Доктор Чехов». Вместе с этим мы почти случайно узнаем, что Алла Коровкина осваивает еще и профессию драматурга, или, сказать точнее, осуществляет свое предназначение. Пафосно звучит, конечно, но пусть кто-нибудь мне ответит: что здесь – для чего? Пьесы Алла Коровкина пишет для своего театра или театр создан для того, чтобы пьесы увидели свет рампы? Вот мы и добрались до главного/важного.
Неважно, сколько театров сегодня работает в нашем городе, важно то, что каждый из них (естественно, из тех, что выжили и состоялись) нашел своего зрителя. Потому что у каждого их них есть что-то, очень отличное от других. У театра «САМ «Доктор Чехов» это своя драматургия и профессиональные актеры. Недолго мучаясь, руководитель театра остановила свой выбор на хорошо ей известных актерах, с которыми сыгран не один спектакль в академдраме или которых учила актерскому ремеслу сама. И то, и другое – безусловный плюс и залог творческой состоятельности.
Последняя премьера театра – спектакль «Выбирай», причем читается это название двояко: автор заявляет его еще и как «ВыбиРай». Да и жанр определен как нечто неопределенное: вроде как сказка, но только на первый взгляд. Мотив понятен: вроде про жизнь, про нас с вами, но в то же время как-то странно.
Не на все вопросы находишь ответ. Это придорожное кафе или вот такой странный, зябкий, неуютный Рай? И кто она, дежурная в этом Раю, – Ангел или продавщица-уборщица (Нина Лоленко, академический театр драмы)? Если это Рай, то почему посетители (или как их называть, жителей Рая?) не остаются здесь насовсем и не успокоятся навечно? А если это придорожное кафе, то откуда у продавщицы крылья взялись? А главное – с какой такой стати героиня, вполне успешная чиновница от культуры и в меру стервозная дама (Елена Остапенко, театр «Самарская площадь»), отдает кредитную карточку случайной беременной девице с низким социальным статусом (Анастасия Ермилина, академический театр драмы)? И еще посреди глубокой ночи не побоялась потревожить по телефону большого начальника от МЧС в связи с тем, что какой-то неказистый мужичок (Виталий Жигалин, академический театр драмы) отправился искать пропавших детей с топором и фонариком. Что перевернуло нашу современницу с привычно извращенным набором «вечных» ценностей? У всех персонажей спектакля есть то, без чего вообще нельзя представить человека, – близкие люди: мама, дети (пусть даже пока во чреве), любимый человек. А тут все эти связи вывернуты: дети ушли ночью в лес маму искать; маму удалось пристроить в элитный Дом престарелых (по большому, кстати, блату); от ребенка во чреве необходимо избавиться…
И всё так привычно, всё так буднично. Жизнь, мол, такая непростая. Вот только продавщица-буфетчица-уборщица Ангелина ведет себя уж очень странно: на все эти обыденные вещи никак не реагирует, хотя все видит и слышит, только все норовит чаю подать с травками и припевками, с ойканьем и айканьем. Стоит она за своим прилавком, возвышаясь как на трибуне, и постоянно улыбается. Но даже если она Ангел, то ни в чью жизнь она вмешиваться не собирается и никому помогать не кидается. Люди сами должны разобраться со своей жизнью, сами должны сделать выбор и заплатить за него большую цену. А Ангелина (или Ангел) даже чай выбрать не может, не получается у нее (у него).
И в пьесе, и в спектакле легко определяется хронотоп, он почти классический: ночь и дорога, посреди которых застревает Женщина, сталкиваясь с Мужчиной, Пацанкой и Ангелом. У каждого своя судьба, непростая и нелегкая. И у каждого есть свой монолог. В центре оказывается не Ангел, не к нему (к ней) обращены все монологи, в том числе и монолог Ангелины, а к Женщине. И именно она принимает в конце концов решение (делает выбор!). Она звонит маме: «Мама, я соскучилась. Мама, напеки оладушек, как в детстве. Мамочка, я еду!» «Алло, мамуля…» – раздается из всех углов в конце спектакля.
Весь спектакль мы сидим за столиками в кафе. И на сцене кафе. Там подают чай, и у нас на столах чай. Все персонажи приходят и уходят из зала и в зал, по дороге оставляя на столах свои чашки. Ведут они себя абсолютно как в жизни, вот только Мужчина зачем-то топором остругивает какую-то палочку – то ли карандаш, то ли стрелу. Ну, мужчины – они такие странные люди.
Но вот уж совсем небытово ведет себя Ангелина (Ангел), она подчеркнуто театрально подметает пол и разливает чай. Нине Лоленко удается тонко, иронично, но без сарказма и ерничания, просто на грани фола создать у нас ощущение этого персонажа – то ли потрепанного посланника небесного, то ли шута грустного. Этакое воплощение небесного неудачника, при том, что основная ценность, с которой приходит главная героиня, это успешность, добытая тяжелым трудом. А в зале сидят люди, для которых понятие успеха, успешности – не последнее.
Театр «САМ «Доктор Чехов»
А. Коровкина
ВыбиРай
На первый взгляд, сказка
Режиссер – Алла Коровкина
Музыкальное решение Василия Тонковидова
Галина ТОРУНОВА
Театровед, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой режиссуры и искусств Академии Наяновой, член Союза театральных деятелей России, член Союза журналистов России.
Фото предоставлено театром «САМ «Доктор Чехов»
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 3 (111), 2017, Февраль