События: ,

«Прекрасен наш союз» — что тут еще скажешь?

10 марта 2017

Грушинский фестиваль, который проходит летом на Мастрюковских озерах, — незабываемое событие для его участников. Но только раз в году ради него выбираются на природу исполнители и любители авторской песни, идут знакомыми маршрутами туристы, едут желающие из разных городов и стран отдохнуть в приятной компании. Попеть старые песни и послушать новые. И главное, оттуда все уезжают с теплым чувством: «Я не одинок, нас много, и вообще — все будет хорошо!»

Зимний Грушинский немного другой. Понятно, что авторская песня в роскошном зале Самарской филармонии отличается от «кострового» варианта. Однако именно в таком вот немного академичном исполнении, когда есть только автор на сцене и зрители в зале, можно внимательно послушать и услышать, что же автор хотел сказать: не отвлекаешься на шумные компании у соседней палатки, на «технические подробности» типа комаров, дождя и холода/жары. И понимаешь, что авторская песня — это, прежде всего, музыка, слова и позиция исполнителя: личностная, гражданская, этическая.

День первый

В Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялся концерт Александра Городницкого. Собственно, творческая судьба Александра Моисеевича — это пример того, как можно прожить в авторской песне с зарождения жанра до нашего времени, когда абсолютно поменялась парадигма искусства и культуры, при этом сохранив себя, заниматься любимым делом и постоянно находить новые увлечения. Это вызывает только восхищение. Дело, конечно, в неординарной личности Городницкого, в его способности удивлять своих поклонников: не только петь и рассказывать им, какая бывает жизнь, но и подсказывать — своим творчеством, — как находить новые пути.

Вообще, Грушинский фестиваль — летний и зимний — всегда был для его участников своеобразной формой эскапизма. Не случайно, наверное, первой авторской песней, подарившей потом свое название множеству клубов авторской песни, была «Бригантина» Павла Когана. Он написал ее в 1937 году, а популярность к ней вернулась уже в 50-х.

«У нас в академгородке все поют мои песни… Представляешь, картиночка: сидят доктора наук, пожилые, лысые… и поют песни про пиратов. — А почему про пиратов? — Вполне естественно. Они очень положительные люди. В жизни они были начисто лишены… буйства, что ли. А в этих песнях для них и удаль и буйство».

Э. Радзинский. «104 страницы про любовь»

Буйство реализовывалось и в реальности: 60-е — эпоха туристических походов, экстремальных видов спорта, постоянная проверка на прочность — себя и друзей. Именно тогда появляется феномен дружбы, душевного единения, верности, которые помогают выживать в обыденности. И потом возвращаться в эту атмосферу круглогодично — с помощью песен про дружбу, верность, единение.

В стихах и песнях Александра Городницкого есть все это: настоящая дружба («Песня полярных летчиков»), любовь («Вспоминаю женщин, что любил когда-то»), ответственность и верность долгу («Атланты держат небо на каменных плечах»), удаль («На материк» и «Перекаты» иногда называют народными). Всегда и везде он исполняет их — поколения поют и любят, разделяя эти ценности и принципы.

Сегодня А. Городницкий снимает документальные фильмы. «Я начал верить в сказки», — так он объясняет появление фильма «Легенды и мифы Александра Городницкого»: о глобальном потеплении и глобальном похолодании, о библейском цунами в Красном море и руинах Атлантиды.

В библиотеке показали фильм «Мой Питер». Личный и искренний фильм. И не просто авторское высказывание: гений места «односельчанин» Пушкин и атмосфера Царского Села, могила родителей и кантониста Шимона Черкасского на старом Казанском кладбище — это, безусловно, личная история Александра Городницкого, но и наша история — всех нас.

День второй

В Самарской филармонии прошли два концерта — «Новая волна» и «Люди идут по свету». В первом выступили представители нового поколения новой авторской песни — Александр Щербина и Лев Кузнецов, Павел Пиковский и Василий Уриевский. Во втором — постоянные участники Грушинского фестиваля: Грушинское трио, Наталья Кучер, Тимур Шаов, Алексей Иващенко, Юрий Карпов, Алексей Зыков.

Программу этого дня фестиваля можно расценить как попытку дать ответ на гогеновские вопросы: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». И если на первый вопрос ответ более или менее ясен — все мы вышли из палатки на неизведанные дороги романтики, то на второй вопрос невозможно ответить однозначно, по крайней мере, сейчас. Хотя бы потому, что выступления и новых авторов, и заслуженных артистов Грушинского фестиваля были одинаково интересны зрителям.

Однако выступление Александра Щербины в одном концерте с Пиковским и Уриевским почему-то вызывало диссонанс в восприятии. Щербина — представитель классической авторской песни, отлично вписывающийся в мастрюковский пейзаж, а Пиковский и Уриевский — авторы, которые могут и на корпоративе выступить со своим репертуаром, и на фестивале вроде «Нашествия» не потеряются.

Тем не менее, тот же Уриевский называет себя то фрик-бардом, то хипстер-бардом, иногда даже поэтом-песенником (видимо, для завершения образа). То есть в собственном творчестве ценит, прежде всего, авторское начало и оригинальность текстов.

По мнению Александра Городницкого, «новая волна» — это новые хорошие стихи, а авторская песня — это поэзия, озвученная музыкой, которую на концерте «Новая волна» он не ощутил. Да, выступления Пиковского и Уриевского нельзя отнести к чистому жанру авторской песни, но сам концерт «сделали» именно они. А кроме того, в творчестве Павла Пиковского так или иначе звучат мотивы, излюбленные классиками авторской песни: поиск идеала, побег от обыденности и несовершенства мира куда-то… В случае Пиковского — в детство, которое не отпускает:

Нынче такая стоит пора, В небо стреляют прожектора, Детство уснуло еще вчера, А кажется, будто пару часов назад. Издалека пароходный вой, Гаснет светило над головой, Ветер играет сырой листвой, Пылью дорожной мои полны глаза. И, наконец, третий вопрос: куда мы идем? Оказывается, не самый сложный: в 2018 году Грушинский фестиваль отпразднует юбилей — 50 лет. За эти годы Грушинский открыл новых авторов, сохранил лучшие традиции, приобрел молодую аудиторию — туда теперь приезжают уже династиями. Стал визитной карточкой губернии и — по некоторым данным — столицей авторской песни. Появление в программе «неформатных» Пиковского и Уриевского позволяет надеяться, что к своему юбилею Грушинский фестиваль придет модернизированным, сохранив все лучшее.

День третий

«Концертная программа авторов и исполнителей» — значилось в приглашении. Авторов и исполнителей было двое — Тимур Шаов и Алексей Иващенко. Абсолютно разные, но оба — классики авторской песни. Сатирические песни Шаова давно уже цитируются даже без ссылок на авторство. Хотя его выступления лучше смотреть и слушать «вживую»: тогда создается впечатление завершенного, полнокровного, незабываемого общения с ярким и мудрым человеком. Непреходящую актуальность собственного творчества, как всегда, объясняет остроумно: «Во всем мире жизнь развивается по спирали, а у нас — по кругу. Так что мои песни 90-х по-прежнему злободневны».

Как, например, песня «О кризисе государственности» («На всякий случай, древнегреческой государственности», — уточняет Шаов). Действительно, узнаваемые ситуации и отношения, отечественные реалии, но на фоне «Сиртаки». Николай Григорьев (гитара) и Михаил Махович (мандолина) по праву могут быть названы соавторами Тимура Шаова. Благодаря их виртуозной игре каждая песня становится небольшим спектаклем, самодостаточным концертным номером («Вартан и Джульетта», «Мечтательный пастух», альбом 2016 года «Наш Союз»).

Алексей Иващенко знаком зрителям не только как автор и исполнитель песен, участник дуэта «Иваси», но и как актер, продюсер, композитор. Однако считает, что «именно авторская песня сделала из нашего поколения людей». Несколько песен из альбома «Самый лучший в мире я» (2012), которые прозвучали со сцены, — очень личные, глубокие, но исполнять их может только Алексей Иващенко. Это его собственный опыт, переживания, background. Специально «для подпевания» он написал «Застольную» песню: «Когда спрашиваю, почему во время песни не хлопают, не подпевают, мне отвечают, что боятся пропустить слова».

Гала-концерт, который вели Галина Хомчик и Борис Кейльман, стал одновременно и закрытием фестиваля. Министр культуры Самарской области Сергей Филиппов вручил приветствие от губернатора, пожелал дальнейших успехов и новых песен. Участники Зимнего Грушинского исполнили свои песни. Галина Хомчик посвятила свое выступление Виктору Берковскому и Юрию Кукину, которым в этом году исполнилось бы 85 лет. Кульминацией концерта стало поздравление по телефону Олега Митяева, который отмечал день рождения.

Расстались все до лета, чтобы вновь встретиться на Мастрюковских озерах.

Post Scriptum

Творческая встреча с Александром Городницким в Пушкинском народном доме формально состоялась уже за рамками Зимнего Грушинского — в цикле «Музыкальные четверги», организуемом группой Татьяны Самойловой. Новый собрат Грушинского? Но уж точно — союзник.

Камерно, уютно, душевно. Разговор с человеком высокой нравственности, который живет достойно и не учит, а просто рассказывает, что помогает ему жить. Конечно, стихи, песни, любовь, воспоминания, профессия.

Все, что делает сегодня Городницкий, ему нравится. Наверное, вот это чувство гармонии, которой он достиг, привлекает к нему людей, заставляет обращаться к его творчеству, интересоваться его мнением по самым разным вопросам. Так, Александр Городницкий выступил против передачи Исаакиевского собора, «подписал все, что нужно», но сомневается, что это что-то изменит, «времена не те».

«Почему прекратила свое существование премия имени Булата Окуджавы?» — вопрос зрителей, на который не смог ответить первый лауреат премии 1998 года Александр Городницкий. Заметил только, что единственное место в Москве, где можно услышать авторскую песню, это бард-клуб «Гнездо глухаря». Хотя самой авторской песне Городницкий предсказывает долгую и даже счастливую жизнь: «Во времена застоя авторская песня существовала как протестная. Думаю, и сегодня у нее есть будущее».

P. P. S. Каждый день Зимнего Грушинского фестиваля заканчивался исполнением «Атлантов». Ее даже не пели — весь зал вставал и декламировал «Атлантов». Наверное, из-за слова «надежда» в последнем куплете. Песня написана в 1963 году, а значит, надежда все-таки нужна?

Виктория ТРИФОНОВА
Кандидат исторических наук, доцент Самарского университета, член Союза журналистов России.

Фото Юрия КАРПОВА, Романа САМСОНОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре»,
№№ 4 (112), 2017, Март

pNa

Оставьте комментарий