События: ,

Интродукция

23 сентября 2017

В конце августа коллективу Самарского академического театра оперы и балета был представлен новый руководитель балетной труппы – Юрий Петрович Бурлака. Решение пригласить на должность главного балетмейстера Бурлаку и его последующее согласие – безусловно, важные события, произошедшие в культурной жизни Самары.

Юрий Бурлака сегодня много востребован. Грамотность, интеллигентность, вдумчивость, требовательность – это далеко не все, что его характеризует. Отстранившись же от эмоционально-возвышенного вступления, скажем, что новый главный балетмейстер к началу сезона вместе с педагогами провел большую репетиционную работу по «Лебединому озеру» П. Чайковского. Этот балет в самарском театре идет в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Ориентирован он на ленинградскую постановку К. Сергеева и испытал на себе в разные годы воздействие постановочной мысли Аллы Шелест, Игоря Чернышёва и Кирилла Шморгонера.

Сказать, что самарское «Лебединое» требовало какого-то кардинального пересмотра, трудно. Казалось, все было соединено в нужной пропорции. Однако после корректной работы Бурлаки спектакль предстал в более опрятном виде. Стала очевидна концепция балета как сценического произведения, в котором основную роль играет танец, а не режиссура.

Общий танцевально-событийный строй спектакля после его вмешательства оказался более ясным и облагороженным. Понять же, что такого наколдовал с «Лебединым» Бурлака, непрофессионалу сложно. Но глаз опытного театрального зрителя не мог не отметить благие перемены.

Изменения коснулись самого классического танца – положений рук, головы, позиций ног, рисунка фигурных построений (в первой картине – Вальса на 8 пар, во второй и четвертой картинах – лебединых танцев). Бурлака аккуратно «причесал» всех исполнителей, обратив внимание не столько на технику и данные, сколько на культуру танца.

Гармонично стали выглядеть переходы между эпизодами. Неторопливое и последовательно развивавшееся действие увлекло зрителей благодаря музыкально-танцевальной драматургии. Ни одного лишнего жеста, ни одного необоснованного па. Танцевальные и пантомимные эпизоды логично сочетались друг с другом, представляя развернутые картины спектакля, а не разобщенные куски некоего действия.

Новые хореографические фрагменты, например монолог Зигфрида в первой картине, углубили содержание симфонического спектакля, где музыка отражает пафос борьбы добра со злом, пафос, в конкретном случае, переживаний тонкой и возвышенной души главного героя – Зигфрида.

По сути, первая, тихая (о вкладе постановщика в постановку «Лебединого озера» в программке не сказано) работа Юрия Бурлаки в самарском театре с успехом состоялась. Правда, постановщик не стал делать акценты на своей роли. И в этом весь Бурлака – благородный рыцарь балета, преданно и верно служащий избранному искусству.

Почин положен. Впереди большая и интересная работа. Удачи и успехов театру и его новому балетмейстеру!

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 15 (123), 2017, Сентябрь

pNa

Оставьте комментарий