События: , ,

Кроме шуток

3 марта 2019

В последние месяцы в обиходе возникло словосочетание «комедия о блокадном Ленинграде».

Не будем вдаваться в происхождение этой последовательности слов, но, тем не менее, комедия на эту тему уже была создана в 1964 году, когда советский драматург Алексей Арбузов написал пьесу «Мой бедный Марат». И не черную комедию, а лирическую.

Вам может показаться странным такой взгляд на самое пронзительное произведение о дружбе, любви и войне, не пропавшее из культурного обихода и не потерявшее эмоционального накала в наше время, но в пьесе, где много боли, ужаса и страдания, нашлось место и для иронии, и для беззлобной шутки — в тексте автора, в интерпретации актеров.
Театр юного зрителя «Дилижанс» поставил спектакль «Мой бедный Марат» аккурат к 75-летию прорыва блокады Ленинграда. Но дело тут не в формальном отношении к «датским» постановкам: режиссер Валерий Логутенко еще 16-летним пацаном увидел спектакль по только что появившемуся произведению и загорелся идеей поставить его и сыграть в нем все роли. Уже в первом полугодии 1965 года спектакли по пьесе «Мой бедный Марат» шли в 45 театрах СССР. Эта история не была локальной: словно «Три товарища» Ремарка в свое время, она взволновала и зарубежного читателя и зрителя, а начиная с 1967 года была показана в тридцати английских театрах в течение двух лет.
Логутенко не просто поставил спектакль, который всю жизнь мечтал воплотить на сцене. Будучи сейчас немолодым человеком, он сделал это в память о близких, которых уже нет рядом.

Мои родители не воевали, во время войны были в тылу, фронт был близко от них. Изнуряющий голод, болезни, тяжелая невыносимая жизнь — вот все рассказы о детстве. Воспоминания о войне присутствовали в семье, поэтому при просмотре военных фильмов, при первом просмотре спектаклей, в которых еще не знаешь, как расставлены акценты, — ты начинаешь погружаться в собственные мысли, и только темнота в зале скрывает от окружающих появившиеся слезы.

Финал первого акта и вовсе застал врасплох: закрылся занавес, вспыхнул свет, а я еще пять минут сидел неподвижно в кресле, не в силах поднять глаза. Надо сказать, зрители рядом тоже не сразу ринулись к выходу, всех охватило непродолжительное оцепенение: первый акт завершался тем, что главный герой пришел с фронта. Вторая половина спектакля повествовала о мирном времени, и там слез в зале уже не было. Вернее — почти не было.

В «Дилижансе» спектакль с одним антрактом играется почти три часа. Но нередко «Мой бедный Марат» в российских постановках разбивается на три акта, поскольку зритель видит героев в трех эпизодах, значительно отстоящих друг от друга по времени: март 1942-го, март 1946-го и декабрь 1959-го.

Случай сводит совершенно незнакомых людей в промерзшей ленинградской квартире: 17-летний Марат (Петр Зубарев) навещает родные стены, где когда-то жил с родителями, и обнаруживает в груде хлама пытающуюся согреться 16-летнюю Лику (Ася Гафарова). К ним на огонек, тоже в надежде согреться, забредает обессилевший, столь же юный и также осиротевший Леонидик (Леонид Дмитриев). Завязываются взаимоотношения, дружба, взаимопомощь и первая юношеская любовь.

Первый и последний эпизоды разделяют 17 лет. Для страны это было невероятно бурное время. Для пока еще не постаревших, все еще молодых героев минувшие полтора десятилетия с хвостиком тоже были наполнены смыслом и содержанием. Неразлучная троица все эти годы пребывала в метаниях: они не могли предать братство, зародившееся в блокадном Ленинграде, и не могли быть вместе, потому что любовный треугольник опошлял чувства. Но все разрешилось, пусть и через долгое время: каждый пришел к тому, чего желал.

Человек, который все решает в этой истории, — он же и страдает больше всех, поскольку борется не с окружающими, а с собой. Марат в исполнении Петра Зубарева появляется в спектакле эдаким балтийским морячком, вруном и разгильдяем — впрочем, беззлобным и ценящим человеческие порывы. В послевоенном эпизоде он — повзрослевший, военная форма преобразила его, война изменила характер и взгляды.

Именно здесь начинаешь плыть и погружаться в собственные мысли: вспоминаешь фото отца в почти такой же гимнастерке, рассказы матери о том дне, когда ее отец вернулся с фронта. А ведь это всего лишь сценический костюм, спектакль, актеры. Но исполнитель роли заставляет поверить, что перед тобой герои давней истории, которые, конечно, умерли уже давно.

Леонидик Леонида Дмитриева — точное попадание в типаж. У Дмитриева роль романтика, поэта, человека нерешительного, рефлексирующего. Но война методом прямого воздействия делает из хлюпиков мужиков: вот он, с протезом вместо руки, пьющий, не всегда тактично подбирающий слова.

Наконец, Лика Аси Гафаровой. Ее героиню нельзя сразу назвать привлекательной. Так бывает в жестких условиях, когда человек в ватнике, бушлате, а то и вовсе в каком-нибудь рванье становится притягателен, ты высматриваешь в нем какие-то неочевидные вещи. Это не знойная красотка, которая как хочет вертит мужиками. Рядом — ее друзья. И так получилось, что она полюбила одного из них. Ой, кажется, и другого тоже полюбила. И как теперь быть в этой ситуации?

Строго между нами: в спектакле хватает театральщины, устаревших приемов, затянутостей и даже режиссерских просчетов. Но субъективное восприятие не позволяет критически относиться к увиденному. Спектакль еще будет развиваться и трансформироваться, но его обязательно стоит посмотреть даже на нынешнем этапе. Вы хотите увидеть историю о дружбе — вы увидите ее. Вы хотите рассказ о всепоглощающей любви — будет и он. А захотите вспомнить тех, кого нет рядом с вами, — у вас будет возможность погрузиться и в эти скорбные переживания.

Но вернемся к «комедии о блокадном Ленинграде»: все преодолев, герои находили время и повод для шутки и веселья. Не над горем они смеялись и не над чужой бедой. Они побороли уныние, взяли себя в руки и тем спаслись. И стали примером для выживших поколений. Пусть и не примером для подражания: ну как можно такое повторить?

Театр юного зрителя «Дилижанс» (Тольятти)
Алексей Арбузов

Мой бедный Марат

Романтическая мелодрама
Режиссер-постановщик — Валерий Логутенко
Художник-постановщик — Дарья Солодова

Вячеслав СМИРНОВ

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 февраля 2018 года, № 3 (153)

pNa

Оставьте комментарий