События: , ,

Ирина Кандинская: «Камерная музыка – разговор единомышленников»

25 июня 2015

1340333_900

В Тольятти завершился фестиваль камерной музыки «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…». Финальный концерт состоялся на сцене филармонии, где с Тольяттинским симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Феликса Коробова выступили участники фестиваля, а также солисты театра – Денис Макаров и Наталья Петрожицкая.

В этом году фестиваль – юбилейный, десятый, а значит, он не просто подтвердил свою жизнеспособность, а получил абсолютное признание и заслуженную популярность у жителей Автограда.

Про уникальность камерного зала «Персона» на территории частного пивоваренного завода «Хорлбат» уже немало писали: дважды в месяц там проходят бесплатные концерты камерной музыки с привлечением как столичных, так и местных музыкантов. В Тольятти есть несколько островков искусства, созданных по частной инициативе, но именно за «Персоной» закрепилась добрая слава. Свой вклад в создание особенной творческой атмосферы вносят и художники, чьи картины находятся здесь в рамках выставок. На этот раз фестивальная музыка звучала на фоне полотен самарской художницы Ирины Макеевой.

Открывал фестиваль Квартет имени Д. Ойстраха с программой композиторов-романтиков, а на следующий вечер его участники демонстрировали свое мастерство в дуэтах. Виолончелист Алексей Жилин запомнился разносторонностью интересов: от сонаты Бетховена до пьес Г. Форе. В сольных прелюдиях М. Вайнберга музыкант создал острохарактеристичные образы-портреты.

Артистичный Андрей Баранов, играющий на скрипке работы А. Страдивари Huggens 1708 года, которая была предоставлена ему после победы на конкурсе имени королевы Елизаветы, показал высокий класс русской скрипичной традиции в «Размышлении» П. Чайковского.

6-1_1_

Следует отметить, что в год 175-летия композитора его произведения часто встречались в программах. Для альтиста Федора Белугина участие в фестивале является юбилейным: его дебют состоялся 10 лет назад, когда он еще учился в классе камерного ансамбля Ирины Кандинской. Постоянные слушатели «Персоны» следят за его творческим ростом, даже называют «вторым Башметом». Федор пополняет альтовый репертуар, делая собственные переложения: на этот раз две части виолончельной сонаты Рахманинова в исполнении альта прозвучали особенно ярко и запоминаемо. Следует отметить вклад прекрасного ансамблиста – пианиста Александра Осьминина. Именно благодаря его партнерским качествам, вдумчивой манере игры каждый из «ойстраховцев» проявил свои лучшие стороны.

Неожиданностью для слушателей стала полная замена программы третьего дня фестиваля – вместо ожидаемого трио «Памяти великого художника» Чайковского из-за отсутствия одной исполнительницы прозвучали «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Это произведение, написанное по заказу российского посланника в Саксонии для клавесиниста Гольдберга, – образец старинных вариаций с использованием полифонии. Трио в составе Анны Кандинской (скрипка), Марии Тепляковой (альт) и Эмина Мартиросяна (виолончель) около часа удерживало внимание слушателей, увлекая интеллектуальной беседой трех персон, призывая погрузиться в процесс философского поиска истины. Удивительно, что сложное сочинение из 30 вариаций было собрано в Тольятти буквально за две ночи: исполнители живут в разных городах и странах.

 

«Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая щемяще прекрасная – невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем иным, только самой музыкой, такой удивительно красивой в лунном свете. Лунная музыка, светлая, далекая, возвышающая». 
Дж. Фаулз. «Коллекционер»

Многие слушатели специально пришли на концерт государственного камерного ансамбля «Виртуозы Москвы». Совсем недавно ансамбль совместно с театром «Балет Москва» участвовал в премьере спектакля о любви и ревности на музыку Р. Штрауса и А. Шёнберга «Просветленная ночь», и вот, по горячим следам, музыканты решили представить его музыкальную часть в Тольятти.

Смысловым центром концерта, конечно, стал секстет Шёнберга, имеющий стихотворный эпиграф Р. Деммеля, который был зачитан одним из артистов. Удивительно, что произведение, еще далекое от додекафонного стиля композитора, представителя «нововенской» школы, задумывалось как сюжетное. Ансамблю удалось очень тонко передать в этой музыке и земные чаяния человека, и божественные смыслы, и бурный драматизм чувств. Сами музыканты не ожидали, что публика прореагирует на исполнение столь понимающе. Подумалось, что наши слушатели уже «созрели» до элитарной музыки, на которую в Москве бывает непросто собрать зал.

6-1_2_

Традиционно на фестивале играют юные музыканты – так организаторы поддерживают идею преемственности поколений. Наряду с ансамблями скрипачей, дуэтами виолончелисток и флейтисток из местных музыкальных учебных заведений отметим бывшую ученицу ДМШ Жигулевска, а ныне учащуюся ЦМШ при Московской консерватории Калерию Козлову с «Рапсодией» Ф. Листа. Порадовал фортепианный квартет из ДМШ № 4. Открытием фестиваля стал 9-летний скрипач Матвей Блюмин из Севастополя – лауреат международных конкурсов. Обладающий хорошей техникой, невероятно преданный музыке, мальчик покорил всех своим обаянием.

За кулисами нам удалось поговорить с идейным вдохновителем фестиваля Ириной Кандинской.

– Прошел Десятый юбилейный сезон фестиваля, названного вашим именем. Как вы оцениваете этот факт?

– Это чудо. Я оценила Тольятти с первого момента. Организовывая фестиваль 10 лет назад, мы, честно говоря, сомневались, что соберем зал: начало сезона отпусков, дачи… Но публика к нам начала сразу приходить в большом количестве! Я чувствую, что в Тольятти, как, наверное, и в других промышленных провинциальных городах, есть огромный культурный потенциал. Стоит только его расшевелить, как муравейник…

 – Что необходимо, чтобы культурное мероприятие приобрело статус визитной карточки города?

– Я стараюсь придерживаться двух принципов. Во-первых, приглашать только хороших, по-настоящему талантливых и серьезных музыкантов. Во-вторых, стремиться к тому, чтобы это были люди, не вносящие дисгармонии. За 10 лет здесь сложилась теплая, дружественная, почти семейная атмосфера, мы ею очень дорожим. Думаю, публика это чувствует…

Участниками фестиваля первоначально были ученики, теперь это артисты, гастролирующие по всему миру, преподаватели консерваторий. Все мы считаем «Персону» местом «намоленным». Некоторые концерты нам предлагают перенести в зал филармонии, но я отказываюсь. Очень важно играть здесь, а на большую сцену переносим только заключительный гала.

– Вы посвятили камерной музыке всю свою жизнь. Чем она является сейчас для современного мира?

– Думаю, что тем же, чем являлась и в прошлом веке, и, надеюсь, явится в будущем. Это уникальный жанр. Знаете, это необычайное счастье – общаться языком музыки с единомышленниками, с партнерами, которые абсолютно тебя понимают. Я искренне считаю, что любой солист должен играть в ансамбле. В Европе сейчас «чистых» солистов встречается меньше, музыканты стараются объединяться. Это и музицирование для души, и разговор со слушателем на высокой интеллектуальной волне.

Анна Лукьянчикова

Музыкальный критик

Фото Николая Жукова

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 11 (78) за 2015 год

 

 

 

pNa

Оставьте комментарий