События: , ,

Документальное кино в контексте

29 сентября 2015

12_Соль земли

О нашем главном самарском кинофестивале, с пафосом, но ответственно.

Фестиваль «Соль земли» прошел в Самаре восьмой раз. В 2015 году его поддерживали областное правительство, губернатор и администрация городского округа Самара. Может быть, поэтому церемония открытия и церемония награждения победителей были особенно пышными: оперные арии и джазовые композиции, народные песни и фольклорные танцы, военный духовой оркестр и университетский хор – все, чем богата земля Самарская.

Главный фильм про веру

Пять номинаций фестиваля остаются неизменными: «Здесь и сейчас», «Времена не выбирают», «Русский собор», «Чти отца твоего и матерь твою», «Камо грядеши?». Представленные на конкурс фильмы в этом году – независимо от номинации – укладываются, тем не менее, в общую концепцию. Вера в Бога, вера в справедливость, вера в добро, вера в людей, наконец, вера в себя – именно это позволяет оставаться человеком при любых, самых непростых, трагических, сложных ситуациях.

Об этом и фильм – обладатель Гран-при – «ДУХ В ДВИЖЕНИИ» Софии Гевейлер, Юлии Бывшевой, Софии Кучер (Москва). Семь историй спортсменов-паралимпийцев как раз и показывают, что только вера, верность, уверенность могут помочь человеку победить себя.

Правильное кино с благородной миссией

Рассказ почетного гражданина Самары Максима Оводенко о влиянии на его судьбу документального фильма о металлургах за восемь лет стал почти эпиграфом фестиваля. Однако именно таких фильмов – о людях, которые трудятся, живут и растят детей, помогают друзьям, соседям и даже незнакомым людям просто так, потому что думают, что так правильно, – не было долгое время.

Правильное кино с благородной миссией, по замечанию главы администрации Самары Олега Фурсова, просто не снимали. Теперь снимают, конечно, но чтобы быть интересным, живым, не глянцево-лубочным, это кино должно быть честным. «Соль земли» и старается отбирать такие фильмы.

Нынешний фестиваль, пожалуй, лучше всего демонстрирует, что понимается сегодня под благородной миссией документального кино: «восстановление исторических знаний и, соответственно, формирование менталитета молодежи» (Галина Прожико, профессор ВГИК), «консолидация общества» (Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области), «проникновенное отношение к человеку» (Валерий Гришко, главный режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького).

Человек долга

Фильм «ОХОТА ЖИТЬ!» Сергея Никоненко, показанный на открытии и задавший тон всему фестивалю: трудная, порой несправедливая, жестокая, но иногда и добрая, и смешная жизнь – прекрасна, и жить надо правильно, честно, с верой и любовью к людям.

Приз губернатора Самарской области получил фильм «НИКОЛАЙ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. ЭКСПЕДИЦИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ» Владимира Шуванникова (Москва). «ЯКОВ КРЕЙЗЕР: ЗАБЫТЫЙ ГЕНЕРАЛ» Сергея Литовца (Москва) отмечен Самарской губернской думой. Фильму «КУДА УЕХАЛ ЦИРК?..» Елены Дубковой (Екатеринбург) вручен приз зрительских симпатий.

Герои этих фильмов избирают служение Богу и служение Родине, верность своему народу или верность своей земле, но этот путь они готовы пройти до конца. «Делай что должно, и будь что будет» – и не важно, какое тысячелетье на дворе, что подумают люди…

Герой

В советском кинематографе герой, который много и честно трудился, не оставался незамеченным: его награждали, выдвигали, поощряли, снимали в сюжетах для программы «Время» и в документальном фильме. Сегодня человека труда тоже модно показывать по телевизору – или по традиционному, проверенному сценарию, или более реалистично, акцентируя внимание на трудностях, которые ему, герою, пришлось преодолеть.

В этом году на фестивале было много фильмов о людях, которые просто, как они полагают, выполняют свой профессиональный долг. Так, фильм «УЧАСТКОВЫЙ» режиссера Автандыла Абышкаева (Бишкек) рассказывает об одном дне из жизни милиционера приграничного района Кыргызстана. Обычная повседневная работа одного человека обеспечивает безопасность и мир в целом районе – это показано почти протокольно. Однако отстраненность эта подчеркивает важность и необходимость такого ежедневного труда.

«ТАЛДОМСКИЙ ФЕРМЕР С БЕРЕГОВ НИЛА» Натальи Ивановой (Москва) почти о том же: тяжелый труд фермера, который обеспечивает семью, помогает родственникам, приносит прибыль району. Только герой фильма приехал в Россию из Египта и почти двадцать лет работает здесь, на земле.

Валерий Тимощенко (Краснодар) в фильме «ЧИСТАЯ ПОБЕДА. БИТВА ЗА ЭЛЬБРУС» рассказал о противостоянии советского «Отдельного альпинистского отряда» отлично подготовленным и отлично вооруженным горным егерям вермахта. Герои фильма – это и легендарные Александр Гусев, Георгий Одноблюдов, Евгений Белецкий и другие мастера спорта, альпинисты, сумевшие выиграть битву в сложнейших условиях: нет ничего более страшного, чем воевать зимой и воевать в горах. Это и наши современники, покоряющие вершины и сохраняющие память о том подвиге.

Второй фильм Валерия Тимощенко «НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ОПЕРАТОРА!» (он победил в номинации «Здесь и сейчас») тоже о сражениях – о современных локальных конфликтах: Приднестровье, Чечня, Южная Осетия, Абхазия, Луганск. Символическое название – попытка объяснить, почему важна эта профессия на войне. Просто работа, профессиональный долг. Зритель узнает и восемь правил поведения на войне, из них самое главное как раз восьмое: «Вы обязаны остаться в живых, потому что снятые кадры могут быть использованы против вас». Фильмы Валерия Тимощенко о том, что «большая война бывает только личной».

Это отлично понимают и герои других документальных фильмов. Например, Василий Иванович Агапкин, автор знаменитого марша «Прощание славянки». Фильм лауреата Государственной премии СССР Усмана Сапарова «СЛАВЯНКА» НЕ ПРОЩАЕТСЯ. МАРШ НА ВСЕ ВРЕМЕНА» – это история одного человека, история мелодии, ставшей почти универсальным национальным символом, история страны, а также философское рассуждение о братстве, которое во время войны «не исчезает, а становится мечтой». Усман Сапаров, рассказывая об уникальной судьбе Агапкина, пытается разгадать тайну живучести марша:

В утро дымное, в сумерки ранние,

Под смешки и под пушечный бах

Уходили мы в бой и в изгнание

С этим маршем на пыльных губах.

Про боль за страну, про бой с системой, про изгнание, про преодоление обстоятельств фильм Сергея Дебижева «ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПЕРИИ» (победитель в номинации «Времена не выбирают»). Это авторское представление мыслителя, публициста, писателя, общественного деятеля Ивана Солоневича.

Член жюри фестиваля, режиссер, драматург, киновед, историк кино, член Европейской киноакадемии Божидар Зечевич сказал: «Заслуга Сергея Дебижева в возрождении монтажного принципа в новом цифровом формате. Русская монтажная школа конструктивизма исчезла на 40 лет. И ее возрождение – это то новое, что я хотел поддержать».

Ряд независимых личностей в фестивальных показах можно продолжать: Александр Медем в фильме «МЕДЕМ» Алексея Наумова (Хвалынск) – победитель в номинации «Русский собор»; Александр Мишенин и Николай Черный – «ДВА ДУРАКА, КОТОРЫЕ СОВСЕМ НЕ ДУРАКИ» Бориса Травкина и Виктора Серова (Новосибирск) – победитель в номинации «Камо грядеши?», Елена Кухаренко – «ИГРА ВСЛЕПУЮ» Виктории Казариной (Москва).

Закономерности

Интерес современных авторов именно к таким личностям важен и символичен. Через их судьбы, мировоззрение, характеры документалисты выражают свое отношение к прошлому и настоящему, представляют свой взгляд на мир и на себя в этом мире.

Потому, наверное, не случайны буквальные – на вербальном и визуальном уровнях – совпадения. Например, фразы о самых значимых моментах в жизни, которые наиболее ярко и точно определяют героя. В фильме «Чистая победа» это фраза «В жизни каждого человека есть моменты, к которым он готовится всю жизнь». Она о Георгии Одноблюдове, организовавшем сложнейшую экспедицию по переправе больных, изможденных, умирающих от голода детей, стариков, женщин через ледяные склоны Кавказского хребта. И о Евгении Белецком, который, рискуя жизнью, достал упавшую в ущелье сумку с письмами 450 детей. Эти письма он разослал по адресам, и дети нашли своих родных.

В фильме «Последний рыцарь империи» это цитата из книги Ивана Солоневича о минутах великого унижения в жизни каждого человека, которые запоминаются на всю жизнь. В фильме «Не все о моей матери» это воспоминание о моменте, когда герой простил мать, которая добровольно ушла из жизни, оставив его сиротой в 15 лет.

Что касается видеоряда, то из фильма в фильм кочуют фотографии голодных детей – документальная и эмоциональная характеристика советской эпохи, средство создания публицистического образа. Своеобразным «общим местом» становится кладбище – универсальный документ и не менее универсальная метафора. Это сакральное место, придающее надгробным фотографиям и надписям исключительное значение.

Тенденции

Уже после награждения победителей прошел круглый стол, на котором кроме обсуждения заявленной темы о взаимоотношениях игрового и документального кино поговорили и о специфике фестиваля 2015 года. Доктор искусствоведения профессор ВГИК Галина Прожико определила ее как крен в портретность: «Герой фестивальных картин – это независимый человек, как правило, не совпадающий с мейнстримом, преодолевающий обстоятельства, предлагаемые ему жизнью. Сильная личность – герой современного фестиваля».

Игра и(или) документ

Галина Прожико, характеризуя фестиваль и определив тип героя, подчеркнула: «Это не значит, что все эти фильмы хорошо сделаны». Это позволяет не согласиться с прозвучавшим на итоговом круглом столе утверждением «идея – самое важное». Конкурсная составляющая предполагает оценку не только темы, идеи, героя, но и способов их воплощения. И тут, надо сказать, фестиваль предложил зрителям богатый выбор приемов и методов, о которых спорили участники круглого стола.

Авторы фильма «Дух в движении» для реализации идеи преодоления внешних обстоятельств и самого себя очень удачно использовали анимацию. В фильме «Славянка» не прощается» Усман Сапаров обращается к самым разным приемам – кадры из художественных фильмов, «ряженые», историю в кадре и за кадром рассказывает Юрий Назаров, исполняющий не только стихи великих русских поэтов, но и разные варианты текста марша под гитару. Фальшивить нельзя, даже если время лукавое, надо всегда помнить о братстве, и тогда никто и ничто не может лишить нас нашей Родины.

Однако не хватило серьезного анализа именно уместности включения того или иного вида игры, оправданности и эффективности обращения автора к тому или иному приему. Все присутствовавшие согласились с тем, что искусство не терпит слова «нельзя». Борис Травкин справедливо заметил, что, снимая любое событие, режиссер и оператор превращаются в постановщика, что любой синхрон – это постановка. Он же заметил: если нет документа – хроники, фотографии, – то альтернатива одна: или этого никто не увидит, или реконструировать событие, пригласить актеров, показать «ряженых».

Вот только где граница между авторским видением и искажением фактов?

О продуктивности поиска

Безусловно, автор имеет право на субъективное мнение, а вот от точности выбранных приемов и средств зависит убедительность художественного образа. Фестиваль предложил самарскому зрителю богатый материал, убедительно доказывающий, что документальное кино развивается, экспериментирует, ищет – и находит – интересные темы, ярких героев, новые методы. Но не хватило, на наш взгляд, как раз дискуссий, обсуждений, критического анализа. Потому особенно ценны творческие встречи.

Кинокритик Андрей Шемякин на встрече со студентами, представляя фильм Виктории Лобач «НЕ ВСЕ О МОЕЙ МАТЕРИ» (Москва), где он выступил в качестве героя-рассказчика, объяснил, как искал форму, почему обратился к лирическому монологу и экспромтной записи закадрового текста. 

Фестиваль как работа и праздник

Фестиваль не бывает без зрителей. На «Соль земли» зритель пришел, но был ли готов этот в основном юный зритель воспринимать документальное кино? Согласимся с Шемякиным, который, пусть и по другому поводу, довольно точно определил современную ситуацию: «Когда все можно, уже ничего не нужно».

Возможности, подаренные глобальным информационным пространством, создали и, к несчастью, уже закрепили иллюзию: я потом «загуглю» и посмотрю. Этого «потом» не бывает в 99 %. Студентка IV курса, будущая журналистка, честно призналась: «Причина неумения смотреть документальное кино в нас. Нам трудно воспринимать большой текст, а потом еще и размышлять о том, что увидели».

Конечно, это только часть правды, так как авторы документального кино работают для зрителя, потому и ищут интересные, современные формы организации диалога с этой новой аудиторией. У кого-то получается, у кого-то – нет.

И насчет фестиваля как празднества: праздник документального кино в Самаре, безусловно, случился. Для нас же самым радостным стал вывод студентки первого курса: «Зритель слеп, если он не воспитывает свой вкус».

Екатерина Выровцева

Виктория Трифонова 

Кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.

Фото Андрея Савельева («Волжская коммуна»)

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 14-15 (81-82), сентябрь 2015 года

 

pNa

Оставьте комментарий