События: , ,

Салам алейкум, «Поволжские сезоны»!

21 октября 2015

Фото 1

Завершился ХV Фестиваль моды и театрального костюма «ПОВОЛЖСКИЕ СЕЗОНЫ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА», проводившийся Центром рекламы и дизайна OV27 при содействии Фонда Александра Васильева, Самарского государственного архитектурно-строительного университета и «Альянс Франсез Самара».

Художественный руководитель и председатель жюри фестиваля Александр Васильев (Париж) – историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, телеведущий и коллекционер. Арт-директор – Мария Казак. В состав жюри вошли: председатель Самарского отделения Союза журналистов России Ирина Цветкова, директор «Альянс Франсез Самара» Тибо Айун, заведующая кафедрой «Дизайн и художественное проектирование изделий» ПГУС Татьяна Белько (Тольятти), вице-президент ТК «АМБАР» Ольга Суркова (Самара), неоднократный участник и победитель «Поволжских сезонов Александра Васильева» Кристина Харлашкина (Антверпен), заведующая кафедрой «Технологии сервиса и дизайна» СГАСУ Наталья Афанасьева, куратор программы поддержки молодых дизайнеров Designerpool Галина Истомина (Москва), президент Союза парикмахеров и косметологов «Поволжье» Владимир Гарус (Самара), заведующая гримерным отделением Московского театрально-художественного колледжа Евгения Остроумова.

16

Мода быстрее всего перенимает социально-политические тренды. И если прошлой осенью самый большой интерес со стороны дизайнеров вызывал образ беженцев с Украины, то в этом году модный мир готов эксплуатировать образ беженцев из Сирии.

Здесь, конечно, не столько цинизма и эпатажности, сколько сочувствия и зацикленности на политике в искусстве.

И если в прошлом году обращение к столь серьезной и печальной теме было продиктовано тревожным настроением, где звучали ноты про страх войны, то в этом году мода решает чисто утилитарные задачи: как европейской даме визуально вписаться в контекст изменившегося мира, где порой приходится придерживаться канонов религиозного дресс-кода. Новые заветы повседневной моды: никаких декольте, высоких вырезов, волосы лучше спрятать.

Эти тренды с легкостью ловит Россия, давно соединившая в своей культуре Восток и Запад. А для Самары, расположившейся на перекрестке культур, эта тема и вовсе родная. Так что ничего удивительного, что на «Поволжских сезонах» мусульманские мотивы были представлены отчетливее и ярче остальных.

Ты за кого?

Так решила назвать свою коллекцию Татьяна Фролова из Санкт-Петербурга. У нее двуглавый орел с императорскими коронами удачно расположился на куртке-бомбере, заимствованной из гардероба американских военных пилотов. Когда в полуфинале Татьяну спросили о выборе темы для показа, она обосновала ее фразой «уже пора». Неброские бежевый и пепельный цвета сводят идеологичность в коллекции на нет и делают одежду универсальной.

Дизайнер прошла в финал, но не получила никакого поощрения от жюри. Хотя, возможно, эта серия и будет иметь коммерческий успех. Ведь мы-то знаем, что самый модный элемент одежды у россиянина в этом году – футболка с изображением президента.

Легко поддались патриотическому настроению и поняли, что «уже пора», дизайнеры сестры Мочаловы, выпустив коллекцию «Букет Крыма». «Букет» ценен не столько свежестью идеи, сколько кропотливостью работы: цветочные аппликации на воздушных тканях. Все выполнено в нежных тонах – фиалковом, апельсиновом, сливочном. Девочки от этой серии будут в восторге, и чем младше девочки, тем больше восторга.

Но не только настоящее, но и прошлое России становится поводом для коллекции. Ксения Бурега и Наиля Хайрулина, поразмышляв над книгой Елены Толстой «Адмирал» и одноименным фильмом Андрея Кравчука, двинули свою идею под названием «1914». Женственность 1920-х смешалась с вневременными элементами военщины и принесла девушкам приз в номинации «Костюм-реальность».

Но большинство дизайнеров, паразитирующих на милитаристском стиле, были отсеяны еще в полуфинале. Чтобы передать энтузиазм некоторых конкурсантов, достаточно представить название одной из не прошедших в финал коллекции: «Гудбай, Америка!». И отметить, что много работ на конкурс выдвигают не столько дизайнеры, сколько мастера-вязальщицы.

Не модой единой радовал фестиваль самарского зрителя. Наверное, впервые за пятнадцатилетнюю историю фестиваля большинство коллекций демонстрировалось под аккомпанемент отечественной эстрадной и народной музыки.

Журнал «Крестьянка»

Если с формой практически никто не захотел экспериментировать, то с цветом некоторые дизайнеры все-таки поиграли. Depeche Mode песней Tomorrow невольно вдохновили оренбургского дизайнера Наталью Белич, но они из 80-х: песня (песня хорошая) и коллекция (коллекция – не очень). Красный на контрасте с черным и белым приятно разбавляет цвет морской волны, но экстравагантным эта одежда вряд ли кого-то сделает.

Женственные линии и яркие цвета итальянских тканей, сложенных в калейдоскоп, в коллекции «Марионетка» Ирины Плотниковой скорее напоминали Арлекина, устроившегося в офис и обязанного ходить в деловом костюме, а не модную современную леди.

В рок-н-ролл ударилась Екатерина Буланова из Самары с серией «Изгои в клетке». Бунтари из ее коллекции скорее провозглашенные, чем действительные. Вспомнились «нулевые», когда панками называли поп-музыкантов в стиле Avril Lavigne. Здесь рок-н-ролльного бунтарства ровно на разбитое окно в соседнем дворе. Много цветов, много клетки, хулиганские кепи, асимметрия и обязательно кеды.

Помните, в 2013 году вышла меховая коллекция Prada – шубы с яркими цветочками и «жокейки»? Если да, то вы с легкостью представите выход «Полные огня» москвички Полины Рихлицкой. Плюс много больших маков. Все это уже было, и было, по меркам моды, очень давно.

С каталога 60–70-х годов сошли модели дизайнеров из Димитровграда Елены Кашталаповой и Натальи Бронниковой. Природные цвета и натуральные ткани – что может быть прекрасней, если это имеет интересную форму? Но классическая женская рубашка с юбкой А-стиля? У команды получилась замечательная верхняя одежда. Пальто и жакеты, конечно же, на показе моделям снимать не стоило бы. Это точно испортило все впечатления.

Странное представление о королях у самарских мастеров одежды Дарьи Арутчевой и Татьяны Федюниной. Их коллекция «Галерея королей» действительно нагнетает атмосферу старинного замка. Но жаккард в этом исполнении напоминает не столько царскую мантию или наряды аристократических семей, сколько убранство их спален: обивка дивана, тяжелые портьеры.

«Ирисы в горошек» Ланы Виницкой представляют одежду из вязаного трикотажа. Хорошо сделанная яркая серия, которая будет отлично смотреться на вешалках в шоу-руме, но точно не на модном подиуме. Хотя эту характеристику можно отнести практически ко всему фестивалю этого года.

Да, конечно, Россия, за редкими примерами, отстает в модной индустрии, и довольно сильно. Но молодые дизайнеры предлагают много смелых интересных решений. Отсюда вопрос: откуда на главном модном показе Поволжья, чуть ли не единственном отечественном показе, включенном в международный реестр событий моды, столько одежды, связанной крючком и напоминающей бабушкины салфетки? Откуда эти вязаные аппликации цветов с длинными стеблями на черном фоне? Минимализм подменяют консерватизмом, форму – цветом. Это жульничество.

Мульти-культи

На этом фоне, конечно, каждая девушка лучше наденет красивую чалму и платье «в пол», чем оранжевую обивку дивана.

Нежнейшая коллекция Тагуи Косян «Ануш» навеяна армянскими мотивами. Цельные образы, использование национальных тканей, идеально подобранные украшения. Дизайнеру удалось даже гипюр в этой серии сделать не вульгарным.

Строгость татарской национальной одежды легла в основу коллекции победительницы номинации «Костюм – художественная идея» Гульфии Билаловой. Аскетизм и однотонность образов разбавляют волшебные украшения ручной работы, создавая царственный облик девушки. Длинное платье поверх брюк, заимствование из мужского гардероба, чалма, высокий ворот рубашки – пересказ главных трендов этого года.

В серии «Не сомневаясь в себе» Эллины Саитовой тоже позаимствован модный аксессуар – чалма, но восточный образ перенесен в реальную городскую среду. Смешение различных орнаментов, многослойность, легкая ткань – показ, радующий любителей моды.

Зухра Езиева и Фатима Кочкарова из Черкесска в создании серии «Тамирис Бейче» опирались на элементы своей национальной культуры. Высокие головные уборы, четкие прямые линии, оригинальная аппликация хоть и не принесли девушкам специального приза, но оставили очень хорошие впечатления у зрителей. Их соотечественница Аминат Джатдоева – единственная, кто попал в финал с чисто мужской коллекцией. Контрастное сочетание желтой и зеленой палитры выглядело весьма смело для мужского костюма.

Всех этих ребят Александр Васильев отправил на конкурсы мусульманской и национальной моды. Посетовав, что дела в этом дизайнерском направлении довольно печальны, настойчиво рекомендовал дизайнерам принять участие там. Там и слава, и успех, но здесь пока правят немного иные правила и традиции.

Свои люди

Перформанс в этом году не удивил. Небольшую историю о дизайнере и его музах артисты арт-студии «Пластилиновый дождь» рассказали языком акробатических номеров на ходулях довольно однообразно: герой превозносит каждую из муз, «сажает» себе на плечи, а потом эти хрупкие девочки поднимают его самого на самый верх.

Несколько раз отчетливо прозвучала заявленная организаторами тема фестиваля: Год литературы. В перформансе «Все книги о любви», где по подиуму вышагивала чудо-девушка-книжка и где появился экстравагантный аксессуар – крепление на волосы, загораживающее лицо тканью наподобие закрытой шторки.

Полина Лишакова из Самары расписала костюмы строчками из стихотворений Марины Цветаевой. А Маргарита Бортникова обвязала всех персонажей сказки «Золушка». Вдохновляли дизайнеров и главные художники-музы современной моды – Фрида Кало и Пабло Пикассо. Были и две детские коллекции, созданные одним автором – Светланой Черкашиной из Большой Глушицы (дизайнер представил на конкурс три коллекции!).

Фото 2

Но победитель лишь один. Новокуйбышевский театр-студия «Грань», завоевавший главный приз фестиваля, был принят залом на ура. Отыграв спектакль «Таня-Таня» за пять минут, прочертив запутанную линию взаимоотношений между персонажами, актеры продемонстрировали костюмы Елены Соловьевой. Зрители остались довольны решением жюри.

***

Пятнадцатые «Поволжские сезоны» в очередной раз стали праздником для любителей моды. Хорошая организация, атмосфера особенного события, очарование Александра Васильева сумели создать отличное настроение даже вопреки скучным в целом коллекциям.

Ксения Гаранина

Фото автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

 

  • 13
    Поделились

Оставьте комментарий