В Молодежном драматическом театре Тольятти состоялся своего рода мини-фестиваль, посвященный Вадиму Леванову: читка его пьес, открытие мемориальной доски, премьера спектакля «Охота на одиноких мужчин» по его пьесе «Артемида с ланью» и премьера короткометражного фильма «Выглядки» по одноименной пьесе.
Вадим Леванов – один из самых известных и по-настоящему интересных современных драматургов. С его именем связаны знаменитые «Майские чтения», на протяжении нескольких лет делавшие на рубеже 1990-х – 2000-х Тольятти подлинным центром современного искусства, два фестиваля «Новая драма. Тольятти», проект «Театр в классе», наконец, феномен «тольяттинской драматургии», «патриархом» которой критики провозгласили Леванова, когда ему не исполнилось еще и 40. Известные ныне Дурненковы, Вячеслав и Михаил, и Юрий Клавдиев – «птенцы его гнезда», театрального центра «Голосова-20».
Мемориальная доска не случайно помещена именно на фасаде МДТ: с этим театром Вадим Леванов много и интересно работал. Много сделал для того, чтобы этот знак благодарной памяти наконец появился, Вячеслав Смирнов, завлит театра и друг Леванова. Вообще это событие произошло, прежде всего, благодаря друзьям – одноклассникам и одногруппникам Вадима Леванова, собравшим деньги на изготовление памятной доски – интеллигентно-скромной, но заметной, обязательно привлекающей внимание. Кстати, в фойе театра появилась витрина с музейной экспозицией, посвященной творчеству драматурга.
На открытии мемориальной доски выступил директор МДТ Владимир Коренной, тепло и искренне говорила одноклассница драматурга Ольга Мещерякова, ныне главный специалист департамента культуры Тольятти. И особенно трогательно и проникновенно в сгущающихся ноябрьских сумерках звучали слова матери Вадима Леванова Тамары Михайловны.
Один из драматургических проектов целой группы драматургов назывался «Жить и умереть в Тольятти». Леванов не просто был участником проекта. Он действительно жил в Тольятти – жил и много делал для того, чтобы о Тольятти говорили и помнили не только в связи с автозаводом. Он жил и продолжает жить в своем городе. И городу еще предстоит осознать это в полной мере. А пока город смотрит новый спектакль.
***
Пьеса Вадима Леванова «Артемида с ланью» – одна из самых первых его пьес, она написана была в 1992 году, в самый разгар «лихих 90-х». Сюжет построен на криминальной истории о том, как некая весьма миловидная снайперша познакомилась с интеллигентом-хлюпиком, чтобы проникнуть к нему в квартиру, потому что оттуда удобнее всего произвести выстрел по человеку, которого ей «заказали». Он поначалу не понимает происходящего, зачем-то вдруг откровенничает, рассказывает о жене, которая его бросила, но которую он по-прежнему любит. А потом оказывается, что она убивает как раз его счастливого соперника.
Любопытно, что написанная больше 20 лет назад пьеса не выглядит анахронизмом: и диковатый бизнес (бывшая жена торгует сантехникой, а бывший муж – безработный филолог – живет в ее квартире, превращенной в склад, и сторожит унитазы, трубы и смесители), и кровавые разборки, и убийства журналистов – все это никуда не делось и по-прежнему мелькает в новостных лентах, в телесюжетах.
Героиня Екатерины Оттепель внешне очень напоминает сериальных киллерш. Она брутально-сексапильна, внешне уверена в себе. Но эта уверенность напускная. Привычка к убийству, которое к тому же приносит неплохой доход, не окончательно превратила ее в монстра. Кажется, именно сейчас она впервые столкнулась с тем, что ее «мишени» – реальные люди, у которых есть близкие. Она увидела вблизи результат своего удачного выстрела. Александр Сандиряков (Андрей) играет человека слабого, мучительно переживающего свою невостребованность, свою социальную и мужскую несостоятельность.
Драматург не зря сделал героя именно филологом, «любителем слов». Я сама филолог и слишком остро ощущаю, как вся великая мудрость, заключенная в мировой литературе, неотвратимо превращается в «факультет ненужных вещей». Действительно ненужных? В пьесе много цитат из античной литературы. Да и название ее – «Артемида с ланью» – отсылает нас туда, в мир античной мифологии и античного искусства. Из спектакля многие из этих цитат ушли. И ослаблено оказалось противостояние вечного и временного, которое отчетливо звучит в пьесе.
Мне жаль, что режиссер Алина Гударева решила изменить название. «Охота на одиноких мужчин» сильно сужает смысл происходящего, сводя его к конкретной ситуации – хотя и не совсем обыденной, но и не слишком исключительной в нынешнем мире, утратившем нормальные гуманистические и гуманитарные ориентиры. Впрочем, «Артемида с ланью» удачно обыграна в самом действии, когда описание античной статуи как бы иллюстрируется пластически и герои чуть пародийно, но вместе с тем трогательно воспроизводят скульптурную композицию.
Это одна из самых удачных сцен спектакля. Она могла бы и должна стать психологическим камертоном всего спектакля: неразрешимый конфликт красоты и жестокости. Пока, правда, этого не произошло. При четкости внешнего рисунка внутренняя жизнь персонажей лишь намечена пунктиром. Поэтому в финале остается ощущение какой-то недоговоренности, неточности. Однако спектакль только начинает свою жизнь. Он еще «вырастет», обретет и более точную форму, и более глубокие смыслы.
Это второй левановский спектакль в МДТ. Первый – «Шкаф» – был поставлен в 2011 году, незадолго до смерти драматурга. Хочется надеяться, что в репертуаре появятся и другие пьесы Вадима Леванова.
Молодежный драматический театр (Тольятти)
Охота на одиноких мужчин
Криминальная драма по пьесе В. Леванова «Артемида с ланью»
Режиссер-постановщик – Алина Гударева
Художник по костюмам – Елена Бабкина
Хореограф – Лейла Абу-аль-Кишек
Татьяна Журчева
* Литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент СамГУ, член СТД РФ.
Фото Вячеслава Смирнова
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 19 (86) за 2015 год