События: ,

Моцарт русской живописи

8 декабря 2015

rare-foto

В Мраморном зале Самарского художественного музея открылась выставка «КОНСТАНТИН КОРОВИН. РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ».

Экспозиция включает 27 картин великого русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х, а также работы его современников, членов Союза русских художников, из собрания Государственного Русского музея.

lights

В ряду пейзажистов Константина Коровина отличают жизнелюбивый характер образов, первозданная непосредственность в воплощении картины мира. Начав свой путь с позиций реализма, он последовательно пришел к осознанию преимущества и значимости эстетики импрессионистической живописи.

В ранний период Коровин формировался под влиянием традиций передвижничества, с шестнадцати лет его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были А. Саврасов и В. Поленов.

«В мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова – одно из дивных воспоминаний моего детства. Мы все, его ученики, – Левитан, я, Светославский, мой брат, – мы все так его любили. Говорил он, когда смотрел вашу работу, не сразу, сначала как бы конфузился, чамкал: «Это, это не совсем то. Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марфиной роще. Дубы – кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо почувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна».

Одна из работ на выставке, «Сельский пейзаж с мостом» (1919), по своему решению, по интонации и колориту особенно близка пейзажам Саврасова. Взят незначительный мотив, неприметный, затерянный. Запечатлена сельская околица с небольшими деревянными мостками через ручей. Вокруг скудная природа и неприветливое небо с темнеющими облаками. Но от этого полотна веет таким тонким очарованием, что оторваться невозможно.

Несколько месяцев Коровин учился в Императорской академии художеств, в 1894–1895 годах совершил поездку на Русский Север, в Лапландию и Норвегию. Цикл северных работ мастера, отличавшийся минимализмом выразительных средств, сдержанным серебристым колоритом и некоторой монохромностью, стал настоящим откровением для современников. На выставке представлены картины этого периода. «Поморы» (эскиз для одноименной картины 1894), «На Севере» (1899), «Пристань в Архангельске» (1-я половина 1890-х).

K.-Korovin-Pristan-v-Arhangelske.

Талантливый художник совершил ряд поездок в Италию, Испанию, во Францию. В Париже Коровин изучал наследие барбизонской школы и шедевры импрессионистов. Именно после поездок у Коровина сформировалось чувственное, жизнеутверждающее мироощущение, желание писать отрадное, поэтизируя природу, сиюминутные моменты бытия.

В письме Аполлинарию Васнецову Коровин сообщал: «Писал мало, почти ничего, учился, ей богу учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в логику правды. Искусство, какоето постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют. Какие-то смельчаки. Больно уж техника ядовита – после ничего написать не можешь».

Париж в живописи Коровина очень близок импрессионистам: шумный, кипучий, наполненный цветами, ночью сверкающий в лучах газового света. Париж, как нарядная праздничная карусель, кружащий в танце парижанок, цветочниц, кавалеров, близок и понятен сердцу россиянина. Пейзажи европейских городов – «Париж 14 июля» (1-я половина 1900-х), «В Виши» (1911) – чаще всего прихотливо соединяют все краски мира.

Этот замечательный мастер много и интересно работал как театральный художник. Создавал эскизы для постановки оперы А. Бородина «Князь Игорь», оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В семидесятые годы мне довелось увидеть на сцене Мариинского театра балет «Дон Кихот» с незабываемыми декорациями этого маэстро.

eskiz konek gorb

В экспозицию выставки включены «Град-столица» (1911) – эскиз декорации для постановки балета Ц. Пуни «Конек-Горбунок» на сцене Мариинского театра и «Палата царского дворца в Тмутаракани» (1912) – эскиз декорации для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сцене Большого театра.

Театральная тема представлена также портретами. Например, «Портретом неизвестного в театральном костюме» (начало 1890-х), предположительно, являющемуся изображением старшего сына С. И. Мамонтова – С. С. Мамонтова, журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка. Надо сказать, что Коровин не был последовательным портретистом. Это были портреты его друзей, тех, кого он знал близко. А поскольку он любил театр, в поле зрения попали и Ф. Шаляпин, и Н. Комаровская, впоследствии ставшая его женой.

Большая часть россиян представляет живопись Константина Коровина по знаменитым крымским пейзажам. Южная природа на полотнах художника ярка и декоративна, художник верно прочувствовал ее женственную переменчивость.

11_04312

В полотне «Пристань в Гурзуфе» (1914) выражены все характерные приемы зрелого художника. Вот женщина в широкополой шляпе присела за столик летнего кафе на причале. Она пьет лимонад и обозревает пространство с видом городских улочек, сбегающих на берег моря с крутой горы. На втором плане в небольшой бухте встали на якорь два парусных судна. Незамысловатый сюжет, но глазу радостно видеть солнечные блики на воде, густые фиолетовые тени на полу кафе, написанные сочными размашистыми мазками, наделенными звуком, шумом и биением жизни. В этой работе соединены и сплавлены в одно целое все жанры: портрет, интерьер, натюрморт и пейзаж. Так мог написать только великий мастер!

Помимо крымских пейзажей, любители живописи особо ценят у Коровина пейзажи лирические, в которых видно продолжение традиций Саврасова. Работы «Дорога. Звенигород» (1891), «Уголок провинции (Улица в Переславле)» (1905), «Улица в деревне» (1905), «Осень. Островки» (1912), «Ветер» (1916), «Деревня. Осень» (1917), «Весна» (1917), «Сельский пейзаж с мостом» (1919) отличают трогательно-бережное отношение к деревенским мотивам, проникновенное чувство любви к отечеству, к России.

19

В картине «На Сенежском озере» (1898) прослеживаются известные лишь Коровину приемы создания композиции. Кусок интерьера открытой веранды, на полу натюрморт из рыболовных снастей, груды пойманной рыбы, а на втором плане летний пейзаж Сенежского озера. Живописное наследие Константина Коровина составляют не только картины, но и многочисленные этюды. Форма этюда, а точнее, небольшой картины, помогала Коровину полнее выразить свое восприятие мира. Именно она доносила до зрителя неповторимую прелесть повседневного существования. Только художник-виртуоз мог так увековечить все это в искусстве.

Коровин как истинный сын Серебряного века был разносторонним художником. Не случайно его называют «Моцартом русской живописи». Художник умел мастерски соединять на полотне несколько жанров. Букет сирени на столике в окружении ваз и плодов на фоне весеннего пейзажа за окном запоминается своей чарующей красотой.

На открытии выставки играла музыка. Зрители останавливались перед натюрмортом с розами, любовались бликами солнца на белой скатерти столика кафе, всматривались в пейзаж второго плана с видом волнующегося моря и восклицали: «Послушайте, у него картины полны звуков, шумов!».

баннер коровин_160х115_С ПРАВКАМИ ГРМ

С 1901 года Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Этого замечательного мастера считали своим члены и петербургского художественного объединения «Мир искусства», и московской творческой организации «Союз русских художников». Поэтому логично было представить на выставке также произведения современников, учеников и сподвижников К. Коровина, продолжающих традиции отечественного импрессионизма. В основном это лирические пейзажи, деревенские мотивы, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма. Как же хороши оказались пейзажи С. Жуковского, С. Виноградова, жанровые сцены А. Архипова, И. Грабаря!

После Октябрьской революции Коровин сотрудничал с театрами, решал проблемы сохранения памятников культуры и искусства, но как художник не был востребован властью. Постоянные нападки со стороны «левых» художников, а также лишения, нужда, болезни сына, жены вынудили Коровина в 1922 году покинуть страну.

konstantin-korovin

По совету Луначарского он выехал за границу, поселился во Франции и до самой смерти прожил в жесточайшей нищете.

Валентина Чернова 

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 20 (87) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий