События: , ,

Константин Хабенский и новое «Дыхание» Тольятти

6 марта 2016

en5-cyWJnL0

Благотворительным спектаклем «Ха-Ха-Чу» студии творческого развития г. Уфы был обозначен приезд народного артиста России Константина ХАБЕНСКОГО. Напомним, что в октябре Тольятти стал 11 городом, в котором была открыта студия, опекаемая Благотворительным фондом «Оперение».

В предпоследний день зимы уфимские студийцы подарили два спектакля. Утром в Детском доме творчества была показана клоунада под названием «А и Б», вечером в театре «Колесо» – ироническая сказка. Все собранные от выступлений средства будут перечислены в благотворительный фонд Хабенского и пойдут на лечение детей с онкологическими заболеваниями, а также на развитие студий.

«Ха-Ха-Чу» – спектакль-провокация, созданный в течение нескольких лет на основе текстов, размышлений, наблюдений «над жизнью» самих студийцев. Это большая творческая работа в жанре видеовербатим. Верба́тим (с лат. verbatim – дословно), или документальный театр, – вид театрального представления, получивший популярность на рубеже XX – XXI веков. Спектакли-вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, произносимых актерами. Считается, что опорой этого жанра в России является московский «Театр.doc».

Театральный «документ» уфимцев получился очень энергетичным, многослойным. По-детски заразительным и искренним. По-взрослому цепляющим и острым. Обозначенным как «предложение для души и для мозгов». Детский спектакль для взрослых людей.

Открытая сцена без декораций (как чистый лист, начало жизни), расцвеченная разноцветными фонами-настроениями, ни на минуту не отдыхала. Выражая свои сокровенные мысли, желания и стремления, что только ни вытворяли 30 подростков на сцене! Хоровые речитативы, подражание звукам улицы, стихотворные бессмыслицы a la Хармс, пластика в стиле модерн – все смотрелось, слушалось и… сразу же принималось зрителем. Его словно ненароком брали и затягивали в повседневную, привычную, но такую необычную, пропущенную через колкий взгляд подростка, пронзительную реальность.

Динамичные массовки чередовались с монологами. О том, что человек, еще не достигший совершеннолетия, представляет здесь и сейчас. О том, какими видят они нас с вами. О том, что думают о близких. О своих недетских страхах. Например, о комплексе под названием «боязнь противоположного мнения», произносимым острым протокольным пиццикато: «Мне тя-же-ло раз-го-ва-ри-вать, по-э-то-му всег-да мол-чу, ссы-ла-ясь на скром-ность… Са-мое стрем-но-е то, что я за-ви-шу от мне-ни-я лю-дей, ко-то-рых нет…»

A82p7kmTZvk

Думаю, мы двигаемся и развиваемся в правильную сторону, – сказал Хабенский, также участник спектакля. – Это их сочинения, их представление, их жизнь. Я показывал спектакль в записи своим друзьям-актерам, и знаете, многие выразили желание сыграть рядом с ними.

Отметим, что в видеозаписи, демонстрируемой на экране, принял участие актер театра и кино Данила Козловский. Правда, едва узнаваемый в образе спившегося ветерана чеченской кампании, по совместительству – отца одной из девочек.

Спектакль должен был всколыхнуть, зажечь, спровоцировать, и эта цель была достигнута.

– Я хотел, чтобы ребята из тольяттинской студии заразились этой честностью, искренностью, которую привезли с собой студийцы. Не во всем еще мы достигли вершин актерского мастерства – слава Богу, есть куда расти, – отметил актер. – Главное, чтобы человек не боялся и мог открыто, красиво и честно говорить о тех вещах, которые его волнуют. Знаете, с этой чертовски обаятельной командой приятно иметь дело! Они знают уже все без нас. Могут подсказать, дать совет по поводу наших сложных умственных комбинаций. Да, у них есть простые и правильные ответы. Наша задача – дать возможность быть услышанными. Надеюсь, что тольяттинская студия подхватит эту в хорошем смысле заразу и через некоторое время расскажет о своих наболевших вещах…

Тем временем, пребывание Константина Хабенского в Автограде было насыщенным и продуктивным. Накануне он отсмотрел работу 10 студийных групп, подготовленных силами местных педагогов. Осенью после кастинга было набрано 200 детей, которые занимались актерским мастерством, сценическим движением, речью и вокалом. Каждая группа продемонстрировала свои заготовки и импровизации на заданные темы.

Их было две – «Легенды и мифы» и «Я могу быть неправ, но…». Несмотря на то, что ребята «волновались, потели, даже падали со сцены», мэтр увидел положительную динамику: «Это уже не просто занимающиеся театром дети, а некая команда, говорящая на одном языке». Уже озвучено решение, что тольяттинцы примут участие в VI Всероссийском фестивале студий Хабенского в Челябинске. Есть надежда, что фестиваль когда-либо может состояться и в Тольятти. Творческие силы и возможности для реализации есть, они ждут своего созревания.

И самое главное. Тольяттинская студия Хабенского обрела свой собственный имидж благодаря логотипу, отобранному в рамках городского конкурса (проводился с 1 по 20 февраля). Названная поэтично и просто «Дыханием», надеемся, она станет вторым дыханием для развития театральных и творческих направлений Тольятти.

Анна Лукьянчикова

Музыкальный критик

Фотографии Ирины Челноковой

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий