Наследие: ,

Слушаем вместе. Квинтет Брамса

26 июля 2016

p01y9s1d

Каждый век рождает не только выдающихся создателей музыки, но и своих гениев исполнительского искусства. В эпоху авторской музыки они нередко становятся причиной явления на свет новых произведений композиторов-современников.

Побудительным мотивом к созданию нового произведения в таких случаях становится яркое впечатление от игры музыканта-исполнителя. Перед композитором открывается обширнейшее поле возможностей инструмента и, разумеется, надежда услышать свое сочинение в превосходном исполнении. Так было и во времена Моцарта, писавшего музыку в расчете на конкретных исполнителей, так было и в XX веке, когда Шостакович или Прокофьев создавали свои шедевры для выдающегося виолончелиста. Так было и с гениальными произведениями позднего Брамса – камерными ансамблями с участием кларнета.

В 1891 году в письме к Кларе Шуман Йоганнес Брамс пишет: «В последнее время я начинал много произведений, в том числе и симфонии, но ничего не получалось; тогда я подумал, что я уже слишком стар, и твердо решил ничего не писать… это решение принесло мне столько радости и удовлетворения, что я начал все сначала». К тому времени он уже создал все свои значительные произведения.

Импульсом к возобновлению работы над новой музыкой стал, как это иногда бывает, случай. В марте 1891 года на одном из концертов в Мейнингене, где, помимо музыки Брамса, звучали сочинения и других композиторов, играл Рудольф Мюльфельд – кларнетист симфонического оркестра.

Брамс слышал музыканта в Концерте К. Вебера и в камерных произведениях В. Моцарта и в восторге писал Кларе: «Ты даже не можешь себе представить такого кларнетиста, как тамошний Мюльфельд. Он вообще лучший духовик, какого я знаю». Так Мюльфельд, имя которого сегодня не все помнят, стал виновником появления на свет последних камерных сочинений гениального мастера. Рожденные почти одновременно летом 1891 года струнные Трио и Квинтет с участием кларнета композитор называет близнецами, так они родственны друг другу, родственны по существу, но не по форме и средствам выразительности. Если в Трио можно усмотреть некоторую эскизность, то Квинтет представляет собой подлинную вершину позднего брамсовского стиля.

В Мейнингене новые произведения прозвучали уже в ноябре. Настоящий триумф их ожидал в начале 1892 года в Берлине, Вене и Лондоне, где Йоганнес Брамс вторично был удостоен степени доктора Кембриджского университета.

Квинтет для струнных и кларнета си-минор сегодня – одно из самых популярных на камерной сцене сочинений выдающегося мастера. Четырехчастное произведение длительностью около 40 минут представляет собой лирическую «симфонию», в которой преобладает песенное начало, тембр кларнета искусно вплетен в тонкую вязь струнных инструментов, множество выразительных линий интонационного сюжета объединены общим светлым элегическим настроением.

Послушайте квинтет в исполнении Новозеландского струнного квартета (New Zealand String Quartet) и известного канадского кларнетиста Джеймса Кэмпбелла (James Campbell). 

Дмитрий Дятлов 

Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

Оставьте комментарий