В светлый день Рождества Христова ушла из жизни Инна Александровна КАСЬЯНОВА, музыковед, член Союза композиторов СССР, профессор, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Мордовия, дважды лауреат Губернской премии. 10 января в зале социально-педагогического университета Самара простилась с настоящим Интеллигентом – любящим педагогом, неутомимым ученым-фольклористом, заботливым и надежным другом.
И. А. Касьянова родилась 16 июля 1934 года в Красноярске. В 1946 году ее отца направили в Куйбышев на должность главного пивовара Жигулевского пивзавода. В своей отрасли он был единственным в стране, удостоенным звания Героя Социалистического Труда.
Александр Николаевич передал дочери бесценные качества – твердую волю в достижении поставленных целей, дар организатора. Ее талант вдохновителя на трудовые подвиги был сравним с энергией «вечного двигателя», помогал коллегам преодолевать трудности. Инна Александровна инициировала и издала четыре тома единственной в России уникальной антологии фольклора «Духовное наследие народов Поволжья», возглавив многочисленный авторский коллектив. Теперь отец и дочь покоятся в одной могиле на центральной аллее Рубежного кладбища, справедливо прозванной в народе «аллеей героев».
От мамы Клавдии Александровны, чуткого врача, хранительницы домашнего очага, И. А. унаследовала традиции гостеприимства, материнской опеки над теми, кто в ней нуждался. Сколько тепла излучал ее дом, открытый студентам, друзьям, друзьям друзей! Как действенна была ее поддержка талантливых молодых музыкантов, которым ее дар убеждения помогал подняться и пойти вперед, сосредоточиться и взмыть вверх! Став опорой пожилым родителям, воспитывая часто болеющего сына, она, отчитав лекции в пединституте, спешила домой, где несла «вечную вахту», с благодарностью принимая помощь верных ей учеников. Желающих помочь было много, и в последний месяц ее тяжелой болезни в палату к Касьяновой, словно к матери или бабушке, приходило до 20 человек в день.
Инна Александровна безмерно любила академическую музыку, была подлинным просветителем и пропагандистом ее художественных ценностей. Годы учебы в Ленинградской консерватории заложили базу ее знаний, ставших в процессе более 50 лет преподавания энциклопедическими. Сотни выпускников благодаря ее интереснейшим лекциям и коллективным походам в филармонию, оперный театр открыли мир образов любимых ею композиторов-романтиков. Всегда интересно было читать ее рецензии, интервью в местных газетах – их она написала более сотни.
И. А. знала лично многих композиторов и музыковедов, благодаря чему наш город попал в орбиту музыкальной жизни страны. Ее высоко ценил первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Н. Хренников. Касьянову уважали стоявшие во главе Всесоюзной фольклорной комиссии Э. Алексеев и Б. Рабинович, с помощью которых она провела в Куйбышеве фестивали «Композитор и фольклор», «Фольклор и молодежь». Тысячи любителей познакомились в те дни с новыми сочинениями Г. Свиридова, А. Эшпая, С. Слонимского, И. Ельчевой. Многих творцов она приводила на музфак, организовывала творческие встречи. Будучи вместе с активистами ГМК-62 одним из организаторов соревнований молодых пианистов Поволжья, она добилась, чтобы конкурс патронировал Д. Кабалевский. Благодаря ее студенческой дружбе с И. Хлебаровым для музфаковцев были открыты двери концертных залов Софии, Пловдива. В свою очередь, И. А. горячо пропагандировала творчество болгарских композиторов.
Имя «Касьянова» звучало как бренд для телеаудитории. Когда она занимала место ведущей программ «Родные напевы» или «Фольклорная панорама», оторваться от экрана было невозможно. Она излучала неподдельный интерес к поющим самородкам из народа. Ей приходило много писем, ее знали стар и млад. Став аспиранткой, И. А. постигла методологию исследования музыкального фольклора и издала в Москве свою первую книгу с пластинкой «Мордовские (эрзянские) причитания».
И. А. Касьянова способствовала второму рождению композиторской организации в Самаре, давая рекомендации композиторам и музыковедам для вступления в творческий союз. Она была верной помощницей М. Левянта, возглавляла фольклорную секцию. Созданные ею портреты самарских музыкантов – Г. Проваторова, С. Фельдмана, Г. Беляева, В. Невского, Л. Вохмянина, В. Ощепкова, К. Саркисян – внесли вклад в характеристику музыкальной жизни города последней трети ХХ века, помогли сохранить в памяти неповторимые черты ее современников.
Похоронили Инну Александровну всем миром на средства, высланные по первому зову учениками, друзьями, коллегами. Лучшей памятью об ученом-фольклористе будет подготовка к изданию пятого тома задуманной антологии. Имя И. А. Касьяновой предложено присвоить специальному призу «За талантливую популяризацию творчества современных и самарских композиторов» для соревнующихся на Конкурсе имени Д. Б. Кабалевского в номинации «Музыковедение». На доме, где она жила, могла бы быть установлена мемориальная доска.
В сердцах близких остался ее образ – Доброго Ангела, помогавшего музыкантам Самары силой своей безграничной любви к людям.
Марианна МЖЕЛЬСКАЯ
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования СГСПУ.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 1–2 (109–110), 2017, Январь