События: ,

Что в год грядущий нам готовит Центр современного искусства

27 января 2017

В 2017 году программа у Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства при РОСИЗО ожидается насыщенная.

Продолжит работу региональный художественный проект «ВОЛГА. НОЛЬ», представляющий персональные выставки современных художников Средней Волги (кураторы Неля Коржова, Константин Зацепин). На этот раз «осмысление идентичности локального контекста» будет связано с такими именами, как Дмитрий Кадынцев, Михаил Лезин, Александр Верёвкин, Максим Шабалин, Евгений Музалевский, Евгений Юдаков, Алиса Николаева.

Самару ожидает и крупный международный выставочный проект «МЕЖДУ ВИСЛОЙ И ВОЛГОЙ» польских кураторов Марты Вроблеской и Ивона Бигосы. Основная экспозиция будет размещена на партнерской площадке в Музее Алабина. Проект, реализуемый Галереей Гданьска, представит панораму современного искусства Польши с 1970-х годов по настоящее время, что позволит восполнить недостаточное знакомство российской публики с искусством одной из самых активных в культурном плане стран Восточной Европы.

Выставка включает в себя работы двадцати современных художников Польши, как известных, так и молодых, работающих в жанрах перформанса, скульптуры, видеоарта. В Самаре будут представлены произведения во всех перечисленных жанрах с акцентом на видеоарт и инсталляцию. Проект посвящен исследованию вопроса телесности и ее погруженности в структуры власти. Открытие состоится на «Ночи музеев».

Основу работы Средневолжского филиала составляют лабораторные проекты, основанные на принципе движения, что позволяет выходить на разные площадки, собирать разные аудитории, предлагать новые концептуальные ходы выставочной деятельности. Но Фабрика-кухня и как объект конструктивизма, и как центр искусства не перестает быть в центре внимания.

В этом году начинает работать программа «ВОКРУГ ФАБРИКИ-КУХНИ», в которую войдут лекторий об истории Фабрики-кухни (его ведет Андрей Сенаторов) и «Кинематическая лаборатория» уже известных по последней Ширяевской биеннале художников Антона Ракова и Юлии Ратиевой.

Состоится международный конкурс для ежегодного фестиваля «УЛИЦА КАК МУЗЕЙ, МУЗЕЙ КАК УЛИЦА», а это значит, что весной на остановках общественного транспорта самарский житель увидит новые работы международных художников. В этом году они посвящены осмыслению темы «Еда как социальная машина». Исследование отношения к феномену «Еда» сегодня, в эпоху кризисов глобального масштаба, кажется особенно актуальным.

Неля Коржова, руководитель выставочных программ СФ ГЦСИ:

Этот проект тесно связан с феноменом фабрики-кухни, получившей распространение в 1930-е годы в СССР как крупное механизированное предприятие общественного питания. С одной стороны, это был технологический прорыв с целью накормить большие массы людей, с другой – отрыв от личностного уклада жизни, семейных ценностей. При этом «накормить» означало еще и привить новую идею жизненного порядка. И этот принцип оптимизации частного пространства оказался очень живуч: всевозможные сети современного питания от «пятерочек» до «макдональдсов» строятся по похожей схеме.

Сейчас, в ситуации глобального кризиса, люди боятся за свое физическое существование, начинают жить потребностью в еде. Еда становится медиумом социализации, она не может не рассматриваться как центральный инструмент политики и управления.

И конечно, это обостряется на фоне тотальной борьбы за потребителя в целом. Здесь базовым вопросом является: кто кого ест? Мы потребители пищевого конвейера или мы сами являемся пищей для него?

Помимо выставочных проектов, Средневолжский филиал ГЦСИ предлагает образовательные программы. В Самарском университете продолжится начатый осенью 2016 года проект «ВКЛЮЧЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ: КОММЕНТАРИИ НА ГРАНИЦАХ», осуществляемый совместно с творческой лабораторией «Территория диалога». Он предлагает серию встреч с кураторами региональных проектов современного искусства, семинаров, круглых столов, ставит целью расширение у студенческой аудитории представлений о современном искусстве и его философской рефлексии, формирование критического взгляда и навыков комментирования произведения искусства (руководитель программы Елена Богатырева).

В этом году филиал открывает лекционную программу Константина Зацепина «ПРОСТРАНСТВО ВЗГЛЯДА». Проект представляет собой исследование внутренней архитектоники произведения современного искусства, синтаксиса художественного языка на материале творчества российских и западных авторов преимущественно последних пятнадцати лет. Особое внимание предлагается уделить картине, заново осмысляемой в постконцептуалистских практиках. В рамках лектория планируется приглашение известных российских лекторов в области современного искусства.

В 2017 год Средневолжский филиал вступает с надеждой, что реставрационные работы, которые идут на Фабрике-кухне полным ходом, увенчаются открытием площадок нового центра. В новогоднем послании губернатор Самарской области уверил, что объект будет сдан в срок. Поживем – увидим, хочется верить.

Елена БОГАТЫРЕВА

Кандидат философских наук, доцент Самарского университета.

Иллюстрации — работы современных польских художников из архива Константина Зацепина

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 1–2 (109–110), 2017, Январь

pNa

Оставьте комментарий