Этой осенью исполняется 80 лет со дня рождения заслуженного художника Российской Федерации Вячеслава Дмитриевича Герасимова.
Он родился в 1937 году в Астрахани. В 1959-м окончил художественное училище в Саратове. С 1959 по 1965 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне – имени С. Г. Строганова) на отделении монументальной живописи у С. В. Герасимова, Б. В. Иорданского, Н. Х. Максимова. Как художник сформировался в пору расцвета оттепели. Во второй половине 60-х работал над проектом «Педагогика» в Ульяновске (эскиз хранится в Музее архитектуры имени Щусева). С 1976 по 1993 преподавал в Самарской государственной архитектурно-строительной академии на кафедре рисунка, живописи и скульптуры.
Его талант монументалиста реализовался в различных архитектурно-интерьерных проектах во многих регионах России и, конечно, в Самаре и Самарской области. Во Дворце новобрачных запоминаются изящные витражи и гобелен в каминном зале, неповторимы рельефные витражи в здании филармонии. Уникален горельеф с мозаикой «Энергия» для ГЭС имени Ленина с использованием 80 оттенков цветного гранита. Жителям Самары знакомы мозаика Дома профсоюзов «Землю крестьянам, заводы рабочим» на Волжском проспекте, путевая стена на станции метро «Гагаринская», оформленная в технике мозаики, с использованием фаянса.
Время не все сберегает. В 1973-м в ДК Тимашевской птицефабрики была сделана красивая роспись по левкасу на театральную тему. В ней ярко и полно воплотились художественные и образные приемы того времени. Поэтизируя действительность, наполняя ее персонажами классического и фольклорного искусства, образами прошлого и настоящего, Герасимов следовал своему кумиру в монументальном искусстве – мексиканскому художнику Диего Ривере.
После 1991 года замечательную роспись размером 6 х 9,5 м уничтожили. Знатоки знают, что сегодня квадратный метр художественной фигуративной росписи на стене стоит от ста тысяч рублей, но знатоков, ценителей очень мало, и, наверное, поэтому уничтожители варварски распоряжаются нашим отечественным наследием.
Вячеслав Дмитриевич реализовал себя мастером острого напряженного сюжета во многих видах искусства. Помимо монументальной деятельности, художник на протяжении десятилетий работает в графике, разных жанрах живописи. Историческое полотно «Расстрел 1905 года» производит неизгладимое впечатление. В каждое произведение он вносил элемент автобиографии, впечатления путешественника. Триптих «Белое море». Картины «Рыбаки», «Поиск» – итог пережитого и наблюденного. Каждый сюжет художник решал лаконично, наполняя информацией. Из соединения приемов обобщения с простотой и лаконизмом исполнения и родился стиль В. Герасимова.
В 2015 году он написал серию портретов «Сыны Отечества». Цикл портретов, посвященный десяти личностям, оставившим след в истории Отечества – от патриарха Московского Гермогена до Юрия Визбора, – удостоен Губернской премии в области культуры и искусства.
В статье того времени я писала о встрече с художником. Он удивил меня своей творческой дисциплиной: каждый день с восьми утра и до обеда созидает в мастерской.
Прошло два года, и художник представил сорок новых полотен, работы в разных жанрах. Герасимов продолжает серию лиц выдающихся писателей, поэтов: И. Крылова, Ф. Тютчева, А. Блока, М. Булгакова, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Е. Евтушенко, А. Солженицына, М. Шолохова.
Запоминаются портреты, в которых проявились личные чувства художника к друзьям, близким: архитектора В. Г. Каркарьяна, выделяющегося темным силуэтом на фоне светлого окна, портрет жены «Доктор И. В. Карпова», «Автопортрет» с кошкой Беси, которая улеглась на плечах художника, словно горжетка. Любопытен «Портрет искусствоведа И. С. Лопез с сыном Виктором в кафе. Испания». В работе присутствуют элементы городского пейзажа и натюрморта: это говорит о том, что рамки портрета тесны для мастера.
Мало кто сейчас в Самаре работает в жанровой живописи: надо сочинить композицию, сделать графические эскизы, добавить зарисовки с натуры, уточнить в живописном эскизе и потом написать картину. Только мастера с блестящей академической школой в состоянии ставить и решать такие задачи. «Джаз. Последний аккорд», «Джаз» – эти картины полны чувственной мелодики, особого ритма.
Композиции с фигурами «На палубе теплохода», «Двое», «Художник и модель» написаны скупо, без излишней дробности, информативны, близки репортажу. Художник многое обобщает, стилизует, оставляя главное. В большей степени это относится к живописной композиции «Три карты», своеобразному размышлению на тему «Пиковой дамы» Пушкина.
Отдельная тема в творчестве Герасимова – пейзаж. Художник-путешественник любит запечатлевать неожиданные, узнаваемые и впечатляющие пейзажные мотивы, увиденные на побережье Ледовитого океана, на берегу Байкала, на земле Соловецкого острова или в водах Средиземного моря.
Особая тема – пейзажи средней полосы России. «Березка», «Вечерний покой», «Поздний закат», «Березовая роща» – их не отличает конкретность пленэрных этюдов, в большей степени они переработаны, додуманы. Именно эта способность художника к стилизации помогает Вячеславу Дмитриевичу создавать такие лирические полотна, как «Март», «Осень в лесной глуши», «Осенняя сказка», помогает емко воплотить пейзажный образ России.
Герасимов – единственный представитель Самарской организации Союза художников, кто вошел в энциклопедию «Художники всех времен и народов» (издание К. Г. Зауер, Мюнхен – Лейпциг, 2006; статья Н. Вульферт).
Знакомство с новыми произведениями представило мастера, который не мыслит свою жизнь без ежедневного труда, любит искусство, полностью отдаваясь делу всей жизни.
Валентина ЧЕРНОВА
Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 14 (122), 2017, Сентябрь