28 декабря — день рождения Владимира Татлина. Самкульт вспоминает неожиданную грань гения.
Владимир Татлин родился в Москве, в русской семье, но в его жизни большую роль сыграла Украина и украинская культура.
Семья Татлина, после смерти матери, переехала в Украину, в Харьков. В начале XX века, Татлин, убежав из дома, становится юнгой, и ходит по морю из Одессы. Правда, потом прерывает морскую карьеру, чтобы окончить художественное училище в совершенно русской Пензе.
А в 1913 году, художник Сергей Чехонин пригласил Татлина принять участие в берлинской выставке русского кустарного искусства в качестве бандуриста.
Художница Валентина Ходасевич, вспоминала, как сам Татлин описывал эту историю:
«Жилось трудно. Услышал, что в Петербурге какая-то княгиня устроила выставку прикладного народного искусства, ее повезут в Берлин, ищут живых экспонатов, нужен бандурист, хорошо бы — слепец. Очень захотелось за границу. Поехал с бандурой в Петербург на выставку к княгине. Сказал: могу петь и слепцом быть. Просили показать. Изобразил. Понравилось. Договорились по пять рублей в день. Проезд ихний. Вызовут, когда ехать. Вернулся в Москву. Шью украинские шаровары и репетирую слепца. Страшновато и неловко, но думаю: с закрытыми глазами — выдержу. Вот и поехал.
У выставки, и у меня в частности, большой успех. На открытии и Вильгельм Второй, и вся знать немецкая были. Я пел. Трогали мою вышитую рубашку и меня. Какие-то курфюрстины демократично жали руку и благодарили. Я говорил «данке», «данке» и целовал холеные ручки, а в щелки глаз поглядывал — были и хорошенькие, но крупноватые
До открытия выставки и вечером, когда закрывается, я сам себе хозяин – хожу по музеям и вообще. Живу опять впроголодь – коплю деньги. Думаю: как кончится выставка, съезжу в Париж – на сколько денег хватит. Получилось ненадолго. Многое все же поглядел. Но деньги кончались – надо было в Москву. Вернулся».
В Париж Татлин все-таки съездил. Специально, чтобы попасть в мастерскую к Пабло Пикассо. Его визит к Пикассо так же оброс легендами. Художник Георгий Якулов рассказывал, что Татлин проник в мастерскую Пикассо под видом слепого кобзаря и пел для художника. Другая легенда, принадлежащая американскому писателю Гаю Давенпорту, гласит, что пораженный казацкими напевами слепого кобзаря сам кайзер Вильгельм одарил Татлина золотыми часами, продав которые Татлин поехал к Пикассо.
Татлин играл на бандуре и позже. Вот, что вспоминает советский художник Виктор Эльконин:
«Несмотря на то что Татлин больше молчал, не теоретизировал и не участвовал в спорах, он являлся душой общества. Этим он был обязан очень оригинальному, можно сказать, единственному в своем роде музыкальному дарованию. Он играл на бандуре и пел под свой аккомпанемент.
Бандура эта, кажется, находится теперь в Музее музыкальной культуры. Она того заслуживает. Он сделал ее своими руками, и бандура эта сама по себе представляла произведение искусства. Сорта дерева были подобраны не только с учетом музыкальных качеств инструмента, но и с тонким художественным чутьем, все поверхности были обработаны необыкновенно красиво.
Татлин играл на своей бандуре потрясающе. Все, кто его слышал, никогда не могли об этом забыть. Он играл и пел. Пел он украинские думы, исполнял их артистически, в соответствии со стилем пения слепцов-бандуристов, и при этом еще как-то закатывал глаза, так что зрачков почти не было видно. В сочетании с его худобой и рубленым лицом — создавалось впечатление, что это слепец, играющий и поющий на ярмарке. Я сам в детстве видел и слышал таких слепцов в Полтаве, на Ильинской ярмарке. Интонации его были безупречно точны…