Эта статья была опубликована в газете «Волжская Коммуна» более сорока лет назад, в 1982 году.
Алексей Григорьевич, — обратилась я к главному архитектору города Куйбышев А.Г.Моргуну — очень хочется взглянуть «под углом его сияющего будущего», как сказал однажды Гоголь. Не согласитесь ли вы совершить небольшое путешествие по Куйбышеву 2000 года?
Честно говоря, опасения, что не согласится — были. Рабочий день в самом разгаре: звонки, деловые споры, бесконечная вереница посетителей… Все срочно, важно, нужно. А тут я со своим предложением, но Алексей Григорьевична ходу включился в игру: будущее так будущее.
— Только не предъявят ли нам счет в том 2000 году за неосуществленные мечты? — пошутил, — Ну что ж, в путь. Значит, мы подъезжаем к городу по Волге… Взгляните на часы, сейчас утро или вечер?
Машины времени у нас не было. Решили воспользоваться метро и у станции «Речной вокзал» вместе с группой загорелых, веселых, возвращающихся из-за Волги горожан спустились по эскалатору.
— Станция метро «Кировская». Осторожно, двери закрываются, следующая станция…
— Надо же, двадцать минут и мы уже за Ракитовкой! Вагоны опустели, люди спешили на работу так же, как и 18 лет назад, в 1982-м. Но тогда, пожалуй, на путь до завода головного предприятия моторостроительного производственного объединения им. М.В.Фрунзе пришлось бы затратить час-полтора.
А теперь по второй ветке метро, по проспекту Карла Маркса, предлагаю вернуться до площади Урицкого и метромосту — в район Самарской луки, где сегодня уже проживает 350 тысяч жителей.
— Значит, проект, о котором «Волжская Коммуна» рассказывала своим читателям в марте 1982 года, осуществлен?
— Сейчас сами убедитесь!
Удивительно! Кто теперь поверит, что на месте кварталов этих светлых новых домов, поднявшихся за широкой набережной с пляжем и цветущим бульваром, стоял когда-то одинокий земснаряд… Мы увидели чистый, словно умытый утренней росой, район города, законченный и цельный, с красивым впечатляющим силуэтом.
— Куда же теперь?
— В старую Самару! Начало начал. Ведь преобразить город не значит отменить прежний…
Вот они, знакомые улицы старого города. Проглядывают сквозь зелень деревьев дома, украшенные резьбой, лепкой — дорогие гости из прошлого. Не поражающие многообразием, уникальностью архитектурных стилей, но сохранившие дух, колорит старины. Кажется, застыло время на этих крышах, а история, запыхавшись на узких улочках, присела где-то в тенечке на деревянное крылечко, да так и уснула здесь… Медленно проходим мы по этому музею под открытым небом — бывшему центру губернии. Давно забыты старые названия улиц — Сокольничья, Почтовая. История вписала другие — Ленинская, Рабочая, Красноармейская…
Как здесь многолюдно даже в такой утренний час. Вереницы экскурсантов тянутся сюда, чтобы сердцем прикоснуться к жизни вождя, взглянуть на дорогие реликвии, на этот дом, где жил Владимир Ильич, где он работал, пройти по улицам, которыми ходил он. Сегодня здесь Мемориальный комплекс.
— В постоянной смене эпох стилей, надстройках и перестройках складывался город, который мы видим сейчас. Сколько было споров о «соразмерности зданий», «принципе ансамблевой застройки» старого центра, когда-то мы только мечтали о создании реставрационной мастерской. Сегодня, смотрите, вот они, бережно сохраненные, «реабилитированные», говорят архитекторы, уголки старины. И как хорошо вписалось старое и новое, в эти улицы-бульвары, высотные ансамбли зданий гостиниц, институтов, торговых комплексов, спортивных сооружений!
— Алексей Григорьевич, а как быть с пессимистическими прогнозами западных урбанистов, которые утверждали, в частности, что после 2000 года, если не будут приняты решительные меры, человечество деградирует и даже погибнет в больших городах от нехватки и загрязнения воды и воздуха, от городского шума, который доведет до массовой глухоты.
— Ну, как мрачно. Вы меня хорошо слышите? А ведь мы сейчас находимся на самой оживленной скоростной магистрали — проспекте Ленина. Он стрелой пересекает город от Хлебной площади до оврага Подпольщиков. Да, город раньше расхищал наше время, мы страдали от транспортной усталости. Но сегодня другие скорости. За счет рациональной планировочной структуры районы города сблизились с помощью таких прямых, эффективно работающих трасс, как проспекты Ленина, Карла Маркса, Московское шоссе. Девиз транспорта: «Безопасность, скорость, комфорт». Взгляните на проспект Карла Маркса. Это семнадцатикилометровая магистраль, переходящая в метромост — их, к слову, в городе три — с четырьмя транспортными развязками в двух и трех уровнях движения. Метрополитен, пешеходные тоннели — все это преобразовало транспортную схему города. Кстати, не проехать ли нам в общегородской центр? Он раскинулся между оврагом Подпольщиков и улицей Потапова. Здесь современный кино-концертный зал, пышная зелень бульваров, спорткомплексы, Прибрежный парк… Единая цепь набережных вдоль Волги и по Самарской пойме окаймляет город широкой зеленой лентой. С Волги он особенно впечатляет, особенно ночью, в свете огней.
В определенном ритме чередуются ряды зданий разной высоты — куст 20-30-этажных домов на месте силикатного завода с оригинальным гостиничным комплексом «Турист», вторым поясом — высотная застройка улицы Ново-Садовой и проспекта Ленина.
— А посмотрите, как красива Театральная площадь, с новыми зданиями оперного и драматического театров. Мы только что проехали ее — по проспекту Ленина между Самарской площадью и улицей Полевой. Заметили, сколько в городе стало цветомузыкальных фонтанов? А, помните, первый — в честь 400-летия Самары?
Время, время. Что ж, подведем «итоги будущего»? Или, как еще говорил кое-кто в 80-е годы XX века: «Что мы имеем, товарищи… на завтрашний день?» Шутки шутками, но нам архитекторам, необходимо заглядывать в день завтрашний, чтоб не оказаться во вчерашнем. Итак, город наш развивается по вертикали, но не только вверх, но и вниз. Под землей разместятся гаражи, склады, многие промышленные предприятия и т.д. У города наметились четкие функциональные зоны — производственная, жилая, массового отдыха. Вы ведь заметили, что даже мелкие предприятия нам почти не попадались в центре? А от крупных город защищен санитарно-оздоровительным поясом. Огромная парковая зона — свыше 800 гектаров — тянется от Ташкентской улицы почти до Студеного оврага, на 130 гектарах раскинулся парк Кировского района. Впрочем, что я столько говорю. Смотрите сюда, здесь же все это есть, — и Алексей Григорьевич раздвинул белый занавес, и мы увидели фотостенд во всю стену кабинета: «Генеральный план застройки города до 2000 года».
В путешествии по городу А.Г.Моргуна сопровождала спец.корр. «Волжской Коммуны» М.Повереннова