Наследие: , ,

Джаз в самарском храме музыки

22 июня 2015

15-1_

Концертная афиша Самарской филармонии разнообразна. Здесь представлены все без исключения музыкальные жанры. Конечно, присутствует и джаз.

Фото: Григорий Файн и Борис Шнайдерман.

В области джаза Самарская филармония, конечно, всегда была в первую очередь площадкой для гастрольных выступлений. До пятидесятых годов у не очень подготовленных слушателей принадлежность к джазу определялась прежде всего инструментальным составом, а не характером исполняемой музыки. В моде были биг-бэнды с обязательной группой саксофонов, бывшей тогда основным признаком «джазовости», а в репертуаре звучали главным образом эстрадно-танцевальная музыка и популярные песни. Между музыкальными номерами на сцену выходили исполнители гопака и камаринской, фокусники-шпагоглотатели и балагуры-конферансье. Зрители присутствовали на эстрадном шоу, сопровождаемом оркестром, который именовался джазовым. Подлинный джаз в концертах звучал мало, да и были это лишь какие-то очень известные по грампластинкам и кино композиции типа «Караван» или «Чаттануга чу-чу». Хотя сами оркестры отличались профессионализмом, и кто-то был, как Эдди Рознер, ближе к собственно джазу, а кто-то, как Леонид Утесов, слово «джаз» имел только в названии и работал в жанре советской массовой песни.

Событием в стране явилось начало гастрольной деятельности оркестра Олега Лундстрема. И здесь Куйбышевская филармония вошла в историю отечественного джаза: именно в ее зале 11 мая 1957 года, после разрешенного возвращения из Китая и десяти лет пребывания музыкантов практически вне джаза в Казани, биг-бэнд Лундстрема начал свои гастроли в СССР. Всю дальнейшую историю джаза в стране без упоминания имени патриарха Лундстрема представить себе невозможно, а сам музыкант всегда помнил, что его возвращение в большой джаз началось в нашем городе, и позже с большим удовольствием приезжал сюда с концертами.

15-1_

Фото: автор и Олег Лундстрем.

Автору посчастливилось полвека быть лично знакомым с Олегом Леонидовичем, мы встречались с ним при любой возможности. А при вступлении в Гильдию джазовых критиков России именно он мне давал одну из рекомендаций.

Последний самарский концерт оркестра с участием самого Лундстрема был в декабре 2001-го. Он проходил в зале ОДО, и за кулисами Олег Леонидович высказал обиду по поводу того, что ему ни разу не довелось выступить на сцене новой филармонии. Он попросил меня посодействовать организации выступления биг-бэнда в новом зале и предложил название концертной программы: «Встреча друзей через 45 лет», а мне предложил провести концерт и рассказать о многолетней дружбе музыкантов с Самарой.

Я довольно быстро согласовал тогда этот вопрос с руководством филармонии и написал Лундстрему письмо с просьбой уточнить возможную дату приезда и условия. Ответа долго не было, телефон молчал, и, наконец, мне ответили, что по состоянию здоровья Олег Леонидович поговорить со мной не сможет. Музыкант был уже тяжело болен. А в 2003-м по его рекомендации руководителем оркестра стал Георгий Гаранян. Я при встрече напомнил о пожелании Лундстрема. Георгий Арамович обещал к этому вернуться, но сам тоже не успел. Нынешний руководитель оркестра Борис Фрумкин сказал мне, что учтет это при планировании юбилейных гастролей к 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема в 2016 году.

В 70-х филармония начала обзаводиться собственными джазменами. Связано это прежде всего с переездом в Самару пианиста Григория Файна. Вначале он работал с вокальным женским квинтетом «Волжаночка» и инструментальной группой, в репертуаре которых были и отдельные джазовые композиции, опыт джазового музицирования он успел получить во время учебы в Москве в Гнесинском институте.

Уже в Куйбышеве Файн был признан лучшим джазовым пианистом тогда уже очень престижного Куйбышевского джазового фестиваля. А в 1978-м в филармонии появился штатный джазовый оркестр «Олимп», которым руководил Файн. В начале 80-х Григорий начал постоянную работу со своим трио, в составе которого работал джазовый гитарист Борис Чича. Позже гитаристы, а затем барабанщики менялись, а с 84-го и до настоящего времени бессменный контрабасист трио – Николай Мачкасов.

В 90-х Григорий Файн организовал в филармонии постоянный джазовый абонемент. На его концертах вместе с трио выступали приглашенные ведущие российские и зарубежные музыканты, включая гитариста Алексея Кузнецова, саксофонистов Бориса Курганова и Олега Киреева, трубача Александра Фишера

В те годы началось и активное сотрудничество пианиста с Академическим симфоническим оркестром филармонии. Исполнялись подготовленные Файном оригинальные аранжировки композиций на стыке джаза и академической музыки. Можно вспомнить хотя бы «Мелодии Голливуда», одну из первых российских программ подобного рода, которая была представлена в том числе и в столичном зале имени Чайковского.

На сцене Самарской филармонии ставились и музыкальные сказки Григория Файна, где присутствовали джаз, блюз и рок. Плотное сотрудничество Файна с филармонией продолжалось до 2002 года, позже пианист большую часть времени стал играть со столичными коллегами в разных залах Москвы, других городов России и Европы. В настоящее время выходы пианиста на сцену нашей филармонии ограничиваются эпизодическими сольными или в составе трио выступлениями и концертами в рамках его абонемента «Азбука джаза».

В штате Самарской филармонии сегодня большая армия профессиональных музыкантов. Кто-то из них, играя академическую музыку, с удовольствием слушает, а иногда и играет джаз. Не все знают, что недавно ушедший из жизни ветеран филармонии контрабасист Вениамин Шклярский еще в тридцатых годах играл в ансамбле пионера отечественного джаза пианиста Александра Цфасмана, записывался с ним на первые советские грампластинки. А в 90-х годах в самарских джазовых фестивалях успешно принимал участие струнный квартет скрипача симфонического оркестра Александра Иванова. В исполнении музыкантов звучали изящные аранжировки мелодий классиков джаза Скотта Джоплина и Оскара Питерсона.

Вообще новая джазовая волна охватила Самарскую филармонию в девяностых годах. Заметно активизировались джазовые гастроли. С рассекречиванием оборонно-космической Самары сюда стало можно привозить и западных музыкантов, а после возвращения к активной работе ветеранов куйбышевского джаз-клуба и возрождения в 1993 году фестиваля «Jazz Весна» на сцену филармонии стали выходить западные звезды, включая французского трубача Эрика Трюффа, английского саксофониста Билла Скита или даже диксиленд из далекой Австралии.

Гастрольная джазовая афиша филармонии сегодня тоже впечатляет. Легендарные вокальные группы Manhattan Transfer и Swingle Singers, вокалисты Кевин Махогани и Джейми Девис, современный Европейский биг-бэнд Гленна Миллера – кто бы мог еще совсем недавно подумать о живых встречах с ними на самарской сцене. Ведь сюда даже музыкантов из стран наших социалистических солагерников Польши или Болгарии не пускали, а активисты куйбышевского джаз-клуба на гастрольные концерты Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Мела Льюиса или Диззи Гиллеспи специально летали в Москву, Ростов или Ярославль.

Большой мастер организации высокопрофессионального джазового концертирования пианист и продюсер Даниил Крамер уже около двадцати лет в рамках абонементов выступает у нас в филармонии вместе с интересными музыкантами отечественного и зарубежного джаза и раз в два года проводит международный фестиваль «Jazz Весна в Самаре».

Ну, а в 2014-м после солидного перерыва в филармонии вновь появился штатный джазовый ансамбль – Ocean Jazz Band под руководством доцента Самарского института культуры пианиста Дмитрия Болдыря. В его составе молодые и талантливые музыканты, хотя некоторые из них пока не имеют достаточного опыта и навыков в исполнении джазовой музыки. Ансамбль упорно ищет себя, много работает и выступает не только на родной филармонической сцене, но и в Нефтегорске, Чапаевске, студенческих клубах Самары.

Теперь можно говорить, что Самарская филармония расширила палитру музыкальных жанров, представляемых собственными профессиональными творческими коллективами.

Игорь Вощинин

Фото из архива автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 11 (78) за 2015 год

 

pNa

Оставьте комментарий